Перейти к списку литературы эбс
Мандель, Борис Рувимович - Общая психокоррекция: Учебное пособие / Борис Рувимович Мандель. – Москва: Вузовский учебник; Москва: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2013. – 349 с.
Специальная психология: Шпаргалка.- Москва: Издательский Центр РИОР, 2010. – 96 с.
Кузнецова Л.В. и др. - Основы специальной психологии: уч.пособие. Издательский центр "Академия", 2013
Лубовский В.И., Специальная психология
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 2 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
ГЛАВА 3 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
ГЛАВА 8 ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Сорокин В.М. - Специальная психология: Учебное пособие. Под научной редакцией Л.М. Шипициной
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе для студентов
направления 030300.62 «Психология»
Автор: ст. преп. Стригулина Е.Ю., преп. Токарева В.В.
Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Токарева Ю.А.
Екатеринбург
Пояснительная записка
1.1 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Курс «Специальная психология» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 030300.62 «Психология».
Дисциплина является обобщающей в серии изучения психологических дисциплин и базируется на знаниях, полученных из предшествующих дисциплин общепрофессионального и специального циклов «Основы нейропсихологии», «Патопсихология», «Нейрофармакология» и др.
1.2 Цель и задачи дисциплины
Основная цель изучения дисциплины – изучение психофизиологических особенностей развития людей с физическими и психическими недостатками, формирование профессиональных умений использования приобретенных знаний в практике оказания им всех видов психологической помощи
Основные задачи дисциплины:
изучить общие вопросы специальной психологии, ознакомить студентов с терминологическим и понятийным аппаратом специальной психологии и сформировать умение грамотного и адекватного употребления его.
раскрыть психологическую сущность общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей.
ознакомить со специфическими закономерностями развития аномальных детей с опорой на общепсихологические, психофизиологические и клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития.
сформировать представление о сложной структуре дефекта (первичных и вторичных отклонениях) и обусловленности ее биологическими и социальными факторами.
дать понятие об этиопатогенезе как основе методологического, теоретического и прикладного аспектов профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами.
провести теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения, методов организации системы комплексных психолого-педагогических служб.
создать условия к осознанию студентами собственного отношения к аномальным лицам и своих профессиональных возможностей в психологическом обеспечении им эффективной интеграции в общекультурное и образовательное пространство
- Актуализация
- Акцентуация характера – (от лат. Аccentus
- Амимия (от греч. A – отрицат. Частица и mimikos – мимика)
- Анамнез
- Бине—Симона тест
- Вербализм
- Госпитализм
- Деградация
- Дезадаптация
- Дейтеранопия (от греч. Deuteros – второй, an – отрицат. Частица и ops – глаз)
- Декомпенсация
- Деменция (от лат. Dementia – безумие)
- Инфантилизм
- Компенсация психологическая
- Коррекция отклоняющегося развития
- Коэффициент интеллекта, iq
- Кризисы возрастные
- Олигофрения
- Онтогенез
- Отклонения в психическом развитии ребенка
- Парциальный
- Патогенез
- Патологическое формирование характера
- Социализация
- Социально-психологическая интеграция
- Специальная психология
- Сурдопсихология (от лат. Surdus – глухой)
- Типология людей с нарушениями слуха
- Тифлопсихология (от греч. Typhlos – слепой)
- Умственная отсталость
- Функциональная система
- Чтение с губ
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
- Основные категории специальной психологии
- Методология специальной детской психологии
- Методы специальной психологии
- 1 Уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:
- 1.3. Понятие «нормы» в поведении
- Тема 1. Семинар
- Тема 2. Лекция
- 2.1 История развития специальной психологии
- 2.2. Причины и классификация отклонений в развитии
- Группы отклонений психического развития
- Тема 2. Семинар Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Общие и специфические закономерности атипичного развития
- 3.2. Механизмы формирования системных отклонений
- Тема 3. Семинар Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии Семинарское занятие 3
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Психическое недоразвитие
- Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника
- Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития
- Методы олигофренопсихологии
- Основные формы умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Специфика деятельности детей с умственной отсталостью
- 4.2. Задержанное психическое развитие.
- Тема 4. Семинар Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Семинарское занятие 4
- Тема 5. Лекция
- 5.2. Определение и эпидемиология аутизма
- 5.3. Классификации аутизма
- 1. Разновидности:
- 2. Этиология:
- 3. Патогенез:
- 5.4 Эмоционально - волевые отклонения психического развития.
- 5.4.1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте.
- 5.4.2. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения.
- Тема 5. Семинар Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения Семинарское занятие 5
- Тема 6. Лекция
- Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 7. Лекция
- Тема 7. Семинар Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Семинарское занятие 7
- Перейти к списку литературы эбс
- 1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии
- Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6