logo search
для ГАК / смирнов дидактика / ч2

6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

СТРЕЗИКОЗИН В. И.

ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОЦЕНКА успеваемости учащихся ‒ определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами. Оценка осуществляется в процессе повседневного изучения учителем результатов учебной работы учащихся на уроках и дома, а также по итогам специальной проверки знаний, умений и навыков: устной, письменной, графической или практической.

При оценке устных ответов, контрольных работ, результатов выполнения практических заданий учителя руководствуются утвержденными примерными нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по каждому учебному предмету.

При оценке успеваемости учитываются прочность и сознательность усвоения важнейшей научной информации, предусмотренной программами и фактически изученной на уроках и других видах учебных занятий, знание и понимание связи и взаимозависимости изучаемых явлений, законов, закономерностей и правил, умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями для правильного истолкования конкретных фактов и явлений реальной действительности, самостоятельность суждений учащихся. Требования к знаниям учащихся каждого класса предъявляются дифференцированно, с учетом возрастных особенностей и уровня предшествующей подготовки. Хорошо организованная оценка успеваемости стимулирует стремление учащихся к достижению лучших результатов в учебной работе.

Как правило, оценка успеваемости школьников выражается в баллах, а также в форме оценочных суждений учителя. При выставлении отметки учитель аргументирует ее, отмечая положительные стороны или недостатки в подготовке учащихся. В советской школе, как и в школах многих зарубежных стран, принята пятибалльная система оценки успеваемости. Высшей оценкой в советской школе является балл «5». В последние годы широко применяется выставление т. н. поурочного балла, которым оцениваются результаты всех видов учебной деятельности школьников на уроке. В сочетании с другими формами оценки поурочные баллы помогают учителю повседневно иметь достаточно объективные данные об успешности усвоения изучаемого материала значительной частью учащихся. В старших классах средней школы наиболее эффективна зачетная система оценивания. Зачеты в средней общеобразовательной школе, в отличие от вузовских, проводятся как итоговая тематическая оценка знаний.

Итоговая оценка отражает успешность усвоения знаний, умений и навыков учащихся в объеме, предусмотренном на всю учебную четверть (учебное полугодие, учебный год). Итоговые оценки выставляются по данным текущей проверки знаний и итоговых проверочных работ, в старших классах средней школы ‒ на основе зачетных оценок. Но во всех случаях итоговая оценка не может быть средней арифметической всех данных текущей проверки (или зачетов). Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу соответствующего периода. По наиболее важным предметам учебного плана итоговая оценка успеваемости осуществляется по результатам выпускных экзаменов за курс восьмилетней и средней школы, но с учетом и текущей успеваемости учащихся147.