logo search
Реком к самос раб ИОиПМ ЧГПУ

Лекция 2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

Основные понятия:

Воспитание в первобытнообщинном обществе. Зарождение воспитания на стадии дикости – антропосоциогенеза. Становление воспитания как социальной функции на стадии варварства – социобиогенетической. Воспитание на этапе первобытнообщинной цивилизации – рационально-социологической стадии. Человек и детство в системе первобытных ценностей. Базисные педагогические традиции.

Синкретизм жизнедеятельности первобытных людей и особенности первобытного воспитания. Воспитательно-образовательные формы и средства первобытного общества.

Человек в системе социального наследования. Становление механизмов научения как линия биологической эволюции. Механизмы освоения группового опыта у животных предков человека и их качественное отличие от воспитания.

Развитие трудовой деятельности, социальных отношений, сознания, естественного и искусственного «тела человека» как предпосылка возникновения воспитания. Этапы генезиса воспитания у хабилисов, ардов и ритуалов неардентальцев. Завершение антропосоциогенеза и становление всемирного историко-педагогического процесса как сформировавшегося явления.

Исторически первый тип всемирного историко-педагогического процесса, присущий первобытному обществу. Характер и особенности воспитания в первобытных родовых общинах охотников и собирателей: естественная связь с жизнью, отсутствие наказаний, высокая эффективность. Педагогические функции инициаций. Традиции и фольклор как древнейшие накопления педагогического знания.

Переход к системе общественного разделения труда и становление второго типа всемирного историко-педагогического процесса, характерного для цивилизации. Социальная дифференциация целей и условий воспитания, нарушение его естественного характера, возникновение наказаний. Генезис семейно-сословного воспитания и форм его организации. Развитие ученичества, появление «прашкол» и их преемственная связь с инициациями.

Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока. Человек в системе общественных ценностей в культуре Древнего Востока. Особенности обучения и воспитания в школах древнего Китая. Философско-педагогические идеи мудрецов древнего Китая. Кастовое образование в древней Индии. Содержание элементарного образования. Методика начального обучения. Нравственные основы проблемы дисциплины в древнеиндийской школе. Общественная школа древней Персии и содержание обучения в ней, особенности воспитания.