logo search
МПИ как новый раздел педагогики

9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики

Значительную роль при изучении информатики для активизации познавательной деятельности играет моделирование. Моделирование способствует формированию у учащихся абстрактного мышления и повышения теоретического уровня в обучении. Однако, обнаруживается такой парадокс: то, что учащиеся имеют дело с моделями, изучают модели они как правило не знают. Привычное им понятие уравнение фигуры, уравнение равномерного движения и т.п. они не связывают с понятием модели. Хотя эти понятия являются научными моделями, и, решая задачи, учащиеся моделируют.

Большую роль в для активизации познавательной деятельности играют познавательные задачи. Существует 3 вида познавательных задач. При этом существует определённая закономерность между содержанием познавательной задачи, силой познавательной потребности и наклонностями учащихся (выраженные математические ­– I, гуманитарные –II, производственные наклонности– III.)

У первой группы школьников возникают познавательные задачи, связанные с функционированием ЭВМ, задачи, касающиеся вопросов технологии программирования.

У второй группы школьников познавательные задачи связаны с возможностями и основными областями применения компьютера (каким образом филолог может использовать в своей работе?).

У третьей группы познавательные потребности должны обеспечивать стремление к практической работе на ЭВМ (работа с клавиатурой, готовыми программами).

У первой группы школьников большой познавательный интерес к новым приемам приобретения знаний (с помощью ЭВМ). Это проявляется в желании почерпнуть знания из дополнительных источников, стремлением внеурочной работы на ЭВМ. Следует выразить у них слабое стремление занять определённое место среди сверстников. Наиболее выраженными у них являются профессионально-целостные мотивы.

У второй группы несколько затянут этап любознательности. Иногда случается, что любознательность и некоторые вопросы курса не перерастают в интерес к соответствующей дисциплине, что создаёт у них трудности по созданию положительной мотивации. У этих школьников достаточно ярко выражены учебно-познавательные мотивы (на оценку). Социальные и профессионально-целостные мотивы выражены недостаточно ярко. Повысить свой авторитет за счёт умения работы на ЭВМ школьники этой группы пытаются лишь среди учащихся со сходными наклонностями. Это выражается при решении задач с помощью БД, графического и текстового редактора.

У третьей группы развитие познавательных интересов происходит по другому пути. Возникающий познавательный интерес в форме любопытства так может и остаться на этом этапе развития, если не организовать определённым образом познавательную деятельность, учитывая их стремление к лидерству и авторитету. Возможность воспользоваться необходимой помощью, предоставляемой ЭВМ, не акцентируя на этом внимания окружающих, положительно влияет на ликвидацию пробелов в знаниях. Успехи овладения клавиатурой, которые проявляют школьники этой группы, позволяет им более успешно работать с программами – тренажёрами.

Факторы активизации познавательной деятельности при работе с ЭВМ.

1. Наглядность (не пассивная, а активная) – то есть возможность управлять демонстративным процессом.

2. Работа с клавиатурой – она увеличивает взаимосвязь двигательных реакций и процессов восприятия.

3. Широкие возможности самоконтроля.

4. Возможность наглядно представить процессы, которые ранее нельзя было наблюдать.

5. Возможность индивидуализации обучения.

6. Моделирование.

7. Решение задач с помощью готового ПО.

Рассмотрим на примере решения задач по теме “Таблицы величин” возможности учёта познавательных интересов 3 группы учащихся:

1-я группа учащихся (матем.):

многоугольник задан координатами своих вершин. Определить периметр, вершину, находящуюся дальше других от заданной точки.

составить алгоритм, упорядоченный по убыванию, зависимости от массы планет: Юпитер, Нептун, Марс, Земля, Сатурн.

выбрать из приведённых химических элементов тот, который обладает минимальной молекулярной массой (Fe, Na, K, Ca).

2-я группа учащихся (гуманитю):

составить алгоритм расположения указанных событий в хронологическом порядке: восстание Разина, Полтавская битва, Ледовое побоище. Материалы из истории Беларуси.

Называется 8 государств. Составить алгоритм для определения, каким по порядку было названо государство, имеющее самую большую плотность населения.

Определить, какое количество из перечисленных городов было основано позднее, чем Минск. Учащимся предлагаются данные из географии, литературы, истории или работа с готовыми алгоритмами.

3-я группа учащихся (произ.):

Учащимся этой группы предлагаются готовые алгоритмы и исходные данные. Им предлагается выполнить алгоритм и ответить на конкретные вопросы.