logo search
Реком к самос раб ИОиПМ ЧГПУ

Лекция 6. Школа и педагогика России второй половины XIX и начале хх века

Лекция Развитие школы и педагогики в России после Октябоьской Революции (1917 г.)

Основные понятия:

????

Советская школа и педагогика в 1917 – 1920 гг. Первые декреты Советского правительства по народному образованию. Отражение поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государства в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в «Основных принципах единой трудовой школы» Реализация партийно-государственной школьной политики в деятельности Наркомпроса (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская).

Изменения в организации народного образования. Деятельность школ различного типа (Опытно-показательные учреждения Наркомпроса, ФЗУ, ШКМ, ФЗС).

Советская система образования в 1921 – 1930 гг. Создание новой системы образования (1930). Комплексные программы Государственного ученого совета (ГУСа). Программы единой трудовой школы 1-й ступени (1929). Проблемы политехнического образования. Вопросы воспитания и организации учебно-воспитательной работы. Начало пионерского движения.

Развитие школы и педагогики в 1931-1941 гг. Деятельность государства и общества по введению всеобщего начального образования. Постановление ЦК ВКП(б) об организации и содержании работы советской школы: «О начальной и средней школе» (1931), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»(1932), «О педагогических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Создание единой системы народного образования в СССР (1934). Осуществление всеобщего начального обучения и постепенный переход к семилетнему всеобучу. Признание урока основной формой обучения. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Фактическое прекращение поисков новых организационных форм и методов обучения.

Ученическое самоуправление. Деятельность пионерской и комсомольской организации в общеобразовательной школе. Разработка педагогами 20-30 гг. проблем цели, содержания, организации и методов школьного воспитания, общего и политехнического образования, вопросов школьного самоуправления, деятельности детских и юношеских организаций (П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий и др.).

Педагогическое новаторство А.С.Макаренко. Выдающиеся деятели советской системы образования: Надежда Константиновна Крупская, Антон Семенович Макаренко, Павел Петрович Блонский, Станислав Теофилович Шацкий, Василий Александрович Сухомлинский.

Педагогика российского зарубежья (С.И. Гессен,