Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения
Приемы обучения, соответствующие информационно-иллюстративному методу:
-интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
-порционное изложение учителем готового знания;
-повторное более краткое предъявление учащимся готового знания;
-сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
-демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
-предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
-предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
-инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем по работе с текстом учебника и т.п.);
-намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Приемы обучения, соответствующие репродуктивному методу:
-задание учащимся на индивидуальное внешнеречевое проговаривание известных правил, определений, необходимых в процессе решения задач:
-задание учащимся на проговаривание «про себя» используемых правил, определений в процессе решения задач;
-задание на составление кратких пояснений к ходу решения задачи;
-задание учащимся на воспроизведение наизусть ( правила, закона т.д.);
-задание учащимся на заполнение таблиц, схем и т.п. вслед за учителем;
-задание учащимся на раскодирование алгоритма;
-организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
-задание учащимся на описание какого-либо объекта по известному образцу;
-задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.п.;
-наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия;
-побуждение учащихся к выполнению задания путем предъявления зрительного образа (картины, чертежа, кинофильма), доступно содержащего способ выполнения.
Приемы обучения, соответствующие методу проблемного изложения:
-контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
-предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
-раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблемы;
-обсуждение учителем возможных следствий, сделанных из неверных предположений;
-членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
-фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задачи;
-интригующее описание учителем изучаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
-установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
-риторические вопросы учителя в ходе изложения;
-постановка учителем в ходе изложения вопросов, вызывающих у учащихся чувство ожидания;
-предъявление учащимся конфликтного примера.
Приемы обучения, соответствующие частично-поисковому методу обучения:
-включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
-задание учащимся на поиск «скрытых» узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
-задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной;
-наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
-задание учащимся на поиск ошибки в рассуждениях, требующих оригинальности мысли;
-организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
-задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
-показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей учеником;
-задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
-демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
-задание учащимся на подбор фактов в соответствии с заданной учителем логикой доказательства;
-выделение цветов части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
Приемы обучения, адекватные исследовательскому методу обучения:
-задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
-задания учащимся с не сформулированным вопросом;
-задания с избыточными данными;
-задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
-задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
-задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
-задание учащимся на определение степени достоверности полученных ими результатов;
-задание учащимся на вычленение механизма протекания явления;
-вопросы учащимся «на мгновенную догадку», « на соображение»;
-задание учащимся на краткое изложение принципиальной сути изученного самостоятельного вопроса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Образование как становление культуросообразной личности Семинар 1
- Современные подходы к осмыслению содержания образования и учебного предмета в идактике
- Субъектная позиция школьника в процессе обучения: сущность и структура Теоретическое обоснование
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Методы и приёмы обучения
- Вопросы для обсуждения
- Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения
- Приемы обучения из методики в.Ф.Шаталова
- Урок как ведущая форма организации обучения в школе
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Литература
- Образовательные и предметные цели урока
- Состав образовательных целей урока
- Состав предметных целей урока
- Диалог как технология личностно ориентированного обучения
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Литература
- О сущности диалога в обучении
- Технология развивающего обучения семинар
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- О сущности дидактической системы развивающего обучения