logo search
ob_i_vosp_2

§ 5. Урок физической культуры

Урок физической культуры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовитель­ной, основной и заключительной.

Вводная часть посвящена организации детей, подго­товке их к занятиям. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, это часть занимает зна­чительное время (до 10 мин), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеться для занятий физиче­скими упражнениями и построиться.

По звонку на урок учитель строит детей, проверяет готовность их к уроку (как они готовы, опрятны ли) и ведет к месту занятий.

Учитель проводит предварительную беседу с учащи­мися, спрашивает, помнят ли они, чем занимались на прошлом уроке, рассказывает детям о том, что они будут делать сегодня, стараясь заинтересовать их предстоящими упражнениями. На построение учеников в начале урока необходимо обращать особое внимание, так как от этого во многом зависит ход всего урока. Не всегда следует придерживаться построения строго по росту. Нужно, чтобы дети не мешали друг другу при выполнении различных заданий. В колонне по одному дети идут в зал. Учитель идет рядом, все время меняя свое место, помогая плохо ориентирующимся в строю, поджидая отстающих. Перед входом в зал детей необходимо остановить: учитель занимает место впереди строя, становясь как бы ведущим, и вместе с детьми входит в зал. В дальнейшем, когда дети привыкнут вести себя в зале организованно, ведущим становится ученик. При этом нужно, чтобы все дети побывали в этой роли, научились вести за собой других, умели менять направ­ление в соответствии с различными ориентирами и по словесной инструкции учителя.

Подготовительная часть имеет задачей подготовку двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению тех двигательных заданий, которые будут предложены ученикам в основной части урока. Умст­венно отсталых ребенок зачастую не может сразу сделать упражнение, поскольку не готов к выполнению движе­ний, являющихся его элементами. Поэтому необходима особая четкость и последовательность в системе подго­товительных упражнений, способствующих формирова­нию и упрочению определенного двигательного навыка. От их умелого подбора зависит, оправдает ли сложный навык свое коррекционное назначение. Подготовительная часть урока состоит преимущественно из корригирующих и общеразвивающих упражнений, а также построений и перестроений, ходьбы, бега, прыжков, игр. Продолжа­ется она 10-15 мин. и завершается упражнениями, которые по характеру мышечной деятельности, темпу, ритму приближаются к содержанию основной части урока. Таким образом от подготовительной части дела­ется естественный переход к основной.

В третьей, основной части разрешаются главные задачи урока. Это могут быть коррекционно оздорови­тельные, общепедагогические и непосредственно задачи физического воспитания. Они реализуются с помощью упражнений основной гимнастики, ритмических, коррек-Ционных, легкоатлетических упражнений и игр.

Основная часть урока занимает 20-30 мин. Последо­вательность упражнений зависит от задачи урока и подчиняется физиологическим закономерностям. Так, поставлена задача дифференцировки каких-либо Движений, то соответствующие упражнения даются в начале основной части. Если детям предстоит овладеть двигательным навыком, то знакомить с ним несообразно тоже в начале основной части урока, так как это связано со значительным нервным напряжением требует сосредоточенного внимания. Если предстоит выполнять упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, то их нужно распределять в такой последовательности: на быстроту, на ловкость, на силу, на выносливость; упражнения с большой нагрузкой и вызывающие сильные эмоции лучше всего предлагать в конце основной части урока.

Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, в основную часть урока могут вводиться и строевые упражнения, поскольку их усвоение требует длительной и кропотливой работы.

В работе с умственно отсталыми детьми, у которых показатели физического развития снижены, имеются де­фекты моторики, небольшой двигательный опыт, основную часть урока составляют преимущественно общеразвивающие и корригирующие упражнения; отрабатываются оп­ределенный ритм, четкость, плавность движений; включаются упражнения на развитие и совершенствование основных навыков в беге, прыжках, лазаний, метаниях.

Занятия физкультурой должны быть правильно за­вершены. Этому служит последняя, заключительная часть урок. В конце занятия снижается общая нагрузка на организм детей, подводятся итоги урока, оцениваются успехи. Это время используется для строевых упражне­ний, упражнений на расслабление, общеразвивающих упражнений, легких по нагрузке, противоположных по воздействию тем, которые применялись в конце основной части урока, упражнений на внимание. Продолжитель­ность заключительной части 3-5 мин.

Организация детей в конце урока и спокойный переход их в класс имеют исключительно большое значение. От этого зависит дисциплина на последующих уроках и учебные успехи школьников.

Учитель, завершая урок, может использовать следу­ющие приемы:

урок заканчивать не в зале, а в классной комнате (т. е. последние спокойные упражнения или спокойную игру проводить в классе);

применять следующие виды построений при уходе из зала:

а) ученики делятся на две-три колонны и идут в класс, учитель наблюдает за детьми и затем сообщает им, какая команда прошла лучше;

б) за 1-2 мин до окончания урока ученики по одному (по два) проходят по залу или выполняют какое-либозадание (например, бросают мяч в цель), затем идут в класс; последними уходят наиболее возбужденные дети;

в) учитель опускает учеников по одному через 2-3 с, при этом указывает, кто хорошо занимался на уроке.

Структура урока может изменяться в зависимости от задач урока и состава детей. Важно, чтобы урок физической культуры отвечал основным педагогическим требованиям, был обучающим и имел коррекционную направленность. Учителю нужно помнить, что в любом случае занятия физическими упражнениями должны носить воспитательный характер. Нужно не только корригировать дефекты моторики, разучивать движения, но и прививать детям любовь к физическим упражнениям и играм; развивать у них желание действовать вместе, дружно, помогать слабым, быть внимательными друг к другу.