Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования
Как уже говорилось ранее, педагогика – одна из наиболее древних областей общественной практики людей. Воспитанием в глубокой древности занимались наиболее опытные и уважаемые члены общины или племени. Слово «воспитатель» происходит от основы слова «питать». Чем «питает» воспитатель своего воспитанника? Жизненным опытом, жизненными знаниями, его мудрость является основой нравственного взросления воспитанника. Позже возникло слово «учитель», когда люди осознали, что знания являются ценностью и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Сегодня слова «воспитатель» и «учитель» синонимичны по своей сути и связаны со словом «образование».
Всю историю педагогики можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап: зарождение педагогической деятельности как древней профессии; появление первых школ в странах Древнего Востока (жреческие школы, дворцовые школы и военные школы).
2 этап: античная педагогика Древней Греции и Древнего Рима. Спартанская система воспитания, ориентированная на физическое развитие и укрепление здоровья. Афинская система воспитания, школы грамматики; риторская школа Квинтилиана (научная педагогика ведет свою историю от Квинтиниана, а его труд «Наставление в ораторском искусстве» считается первым среди трудов по педагогике).
3 этап: педагогика средних веков – эпоха безраздельного господства церковного образования (период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.), ориентированного на обучение воспитанников основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв. В XIII-XIV веках появились цеховые школы, которые давали детям ремесленников начальное образование.
4 этап связан с эпохой Возрождения и процессом гуманизации образования, отказом от палочной дисциплины и бестолковой зубрежки в школах. Появление «Великой дидактики» Я.А.Коменского. Появление первых гимназий, в которых веущим направлением и содержанием образования становится изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства. В России гимназии были созданы в 1804 г. и просуществовали до 1917 г.
5 этап развития педагогики относим к XIX веку и современности – это этап становления современной педагогики, основные принципы которой разрабатывались великими педагогами-гуманистами разных стран. Век индустриализации заставил расширить содержание образования, включить в него основы как гуманитарных, так и естественно-математических наук. В дореволюционной России гуманитарное образование можно было получить в гимназиях, реальные училища были ориентированы на естественно-математическое образование. В настоящее время система современного образования многоступенчата и многообразна.
- Барнаульский филиал ноу московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы
- Введение
- Часть 1. Краткое содержание учебного материала по разделу «психология и педагогика»
- Раздел 1. Общие основы наук
- Тема 1.
- Предмет и объект психологии
- Место психологии в системе наук
- Структура современной психологии
- Понятие о методе. Классификация методов психологического исследования. Этапы психологического исследования
- Тема 2. Основные понятия наук
- Основные функции психики. Формы проявления психики. Структура психики
- Классификация психических явлений
- Тема 3. Основные направления развития науки
- Этапы становления психологии как науки
- Этапы становления психологии как науки
- Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования
- Тема 4. Психология и педагогика личности Понятие личности, ее важнейшие характеристики
- Человек, индивид, индивидуальность, субъект
- Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений
- Восприятие: основные свойства и виды
- Представление: общая характеристика
- Память: общая характеристика и виды
- Воображение: общая характеристика и виды
- Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика
- Внимание: общая характеристика, виды и свойства
- Виды речевой деятельности, их особенности
- Тема 5. Современное состояние образования в России
- Тема 6. Психология малых групп. Группа и коллектив Малая группа: определение, критерии для классификации, основные признаки, функции и наиболее распространенные типы
- Тема 7. Психология делового общения Общее представление о психологическом общении
- Функции, механизмы, средства, структура общения
- Деловое общение
- Тема 8. Педагогический процесс как система
- Общие формы организации учебной деятельности
- Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 9. Управление образовательными системами
- Часть 3. Семинарские занятия и тематика рефератов по курсу «психология и педагогика»
- Занятие 4. Образование и профессиональная деятельность.
- Краткий терминологический словарь
- Часть 3. Контрольные задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 1. Методические указания для подготовки контрольных работ
- Структура контрольной работы по дисциплине «психология и педагогика»
- 1. Кохйек 2. Трба
- Часть 4. Проверь себя: котрольные тестовые задания по курсу «психология и педагогика»
- 1. Тестовые задания с ключами (ответами)
- Ключи к тестам
- Литература