logo search
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА(2)

Психология межличностного воздействия

Психологическое воздействиесводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.(См. дополнительный иллюстративный материал.)(См. дополнительный иллюстративный материал.)Субъект психологического воздействия может выступать в роли:

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению. (См. дополнительный иллюстративный материал.)Субъект межличностного воздействия:

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипуля-тивного воздействия.      Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи, в свою очередь, многомерной системой, включает:

Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.      Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.      В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)К методам воздействия относятся:

Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется).(См. дополнительный иллюстративный материал.)Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.).(См. дополнительный иллюстративный материал.)Критерии эффективности воздействия делятся на:

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, используя их различную интенсивность и частоту проявления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.(См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения: 1. Уровни эмпатии. 2. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого индивида.