logo search
Реком к самос раб ИОиПМ ЧГПУ

Самостоятельная работа № 6 Педагогика России в конце хiх начала хх века.

Развитие буржуазных отношений и реформы образования. “Школы учебы”. “Школы труда” и “свободное воспитание” в практике и теории отечественной педагогики. Проблема создания русской национальной школы. Ортодоксально-охранительное и религиозно-философское течение в русской православной педагогике. Педагогические идеи П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, В.В. Зеньковского. Отечественное образование накануне Октября 1917г.

Духовно-интеллектуальные основы русского национального воспитания. Содержание духовно-интеллектуальных основ русского национального воспитания. Определение понятия «русское национальное воспитание».

Философия русского национального воспитания. Философские построения славянофилов как духовно-интеллектуальная база русской национальной педагогики. А.С.Хомяков, его органическая антропология и органическая гносеология («живознание»), «соборная» теория познания, органическое понимание исторического процесса («не отрицать всего чужого, но исходить из своего»). И.В.Киреевский, его понимание духовной антропологии, целостной гносеологии, педагогических взглядов (статья «О характере европейского просвещения»). Учение Ю.Ф.Самарина о самоограничении личности. «Хоровая» жизнь личности как способ сохранения своеобразия личности по К.С.Аксакову.

Философско-педагогические аспекты русской философии всеединства (В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.Л. Карсавин, П.А. Флоренский). Антропология. Концепция «цельного знания». Идея «соборности» сознания и подсознания. Учение о соотношении целого и части.

Философско-педагогические следствия учений Ф.М. Достоевского, К.П. Леонтьева, Н.Ф. Федорова, Л.А. Тихомирова, Н.О. Лосского. Философско-педагогические, социально-педагогические и образовательно-воспитательные идеи П.И. Юркевича, К.П. Победоносцева, С.И. Гессена.

Русская народная педагогика. Роль устного народного творчества, традиций, обычаев в становлении и развитии русского национального воспитания.

Православная педагогика. Основные источники православной педагогики; Евангелие, жития Святых, пятерики, святоотеческая литература, «Поучения». Подвижническая и духовно-воспитательная деятельность С.Радонежского. Статья В.О. Ключевского «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства».

Развитие идей народности и национальной школы в России (Н.И. Новиков, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Я. Стоюнин, А.Н. Толстой, В.Н. Сорока-Росинский). Концепция народности воспитания и национального воспитания (К.Д. Ушинский, И.А. Ильин).

Самостоятельная № 7

Teмa: Педагогическая антропология КД. Ушинского

Цели: 1. Изучить жизнь и деятельность КД. Ушинского.

2. Изучить педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

3. Проанализировать работу КД. Ушинского «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

Задание № 1. Изучите жизнь и деятельность великого русского педагога, Результаты своей работы оформите в виде таблицы.

№ п/п

Период

Жизненный путь

Важнейшие труды

Педагогические идеи

1.

Задание № 2. Проанализируйте «Предисловие» к работе КД. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Законспектируйте ответы на вопросы:

1. Кто адресат работы?

2. Причины ее появления

3. Цель и жанр труда

4. Определение педагогической антропологии?

5.Почему антропологические знания являются для педагога наиважнейшими?

6. Кому, по мнению автора, эта работа не понравится?

7. Что Вам кажется актуальным в этой работе и что вызывает возражения?

Задание 3. Проанализируйте «Физиологическую часть» работы КД Ушинского и ответьте на вопросы:

1. Основные понятия этой части? Выпишите определения.

2. Какие особенности человеческого организма рассматриваются?

3. Значение привычки в жизни ребенка и что должны в связи с этим делать воспитатели?

4. Что понимает КД. Ушинский под физическим воспитанием?

5. Чтобы организм ребенка был здоров и работоспособен, воспитатель должен….

Задание 4 Проанализируйте «Психологическую часть» работы КД Ушинского и ответьте на вопросы:

1. Психологические факторы развития человека, рассматриваемые в работе?

2. Значение слова в развитии ребенка?

3. Взаимосвязь произвольных и непроизвольных психических явлений?

4. Механизмы сознания?

5. Значение игры для развития человека?

б. Овладение ребенком пространством и временем?

7. Отличие ребенка от взрослого?

8. Педагогическая помощь ребенку в eгo интеллектуальном и духовном развитии?

Задание 5. Ответьте на вопрос. Кому принадлежат слова: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского и ее современное значение. – Вопросы психологии, 1969, Х 2, С. 3 – 14.

2. Егоров С.Ф. КД. М, 1977.

3. Ушинский КД. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии, т. 1. – Собр. Соч., т. 8. – М.; Л., 1950.– 775 с.

Информационный материал с методическими указаниями

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870 гг.), пожалуй, самая заметная фигура в истории отечественной педагогики. Поэтому ему следует уделить особое внимание и в начале семинарского занятия заслушать небольшое сообщение о его жизни и деятельности.

Ураженец Тулы, он получил начальное воспитание в имени родителей в Черниговской губернии, затем обучался в Новгород – Северской гимназии, после которой поступил на юридический факультет московского университета и блестяще окончил его в 1844 г.

Общественно-педагогической деятельностью Ушинский начал заниматься с 1846 г., с момента получения должности и.о. профессора в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, где наряду с преподавательской деятельностью вел и большую научно-теоретическую работу, проявляя новаторство и смелость в суждениях (статья «О камеральном образовании»). Проработав некоторое время после ухода из лицея (1849 г.) в Министерстве внутренних дел, в 1854 г. он вновь вернулся к педагогической деятельности, занимая должности учителя географии и словесности, а затем инспектора (заведующего учебной частью) Гатчинского сиротского института, откуда в 1859 г. перешел на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Работая там, Ушинский одновременно был и редактором «Журнала Министерства народного просвещения»(1860 – 1861 гг.). В Смольном институте он начал борьбу за реформирование сложившейся в заведении системы образования, насаждавшей порядки и нравы женского монастыря. Однако консервативное начальство противилось нововведениям и добилось в 1862 г. ухода талантливого, но своенравного педагога. С этого момента и до конца своей жизни Ушинскнй полностью посвятил себя теоретической и методической работе.

Ушинского справедливо называют основоположником отечественной научной педагогики. Это, безусловно, не означает, что история русской научно-педагогической мысли начинается именно с него. Просто он впервые в России систематизировал научно-педагогические знания и оформил педагогику как науку.

Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или ученые, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркнул, что «педагогика все же наука философская» и поэтому требует единства идея. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистическое подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.

Для Ушинского педагогика это прежде всего наука о воспитании, а воспитание – целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и которыми необходимо руководствоваться в педагогической деятельности. Для этого нужно сначала хорошо изучить предмет воспитания, коим является растущий человек («Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»). Этой проблеме был посвящен главный фундаментальный труд Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К сожалению, до конца жизни он успел полностью написать только два тома, в которых рассмотрел физиологические и психологические закономерности развития человек. Третий же том, посвященный непосредственно педагогическим проблемам, так и не был завершен.

При создании своей педагогической системы Ушинский исходил из того, что воспитание и образование в России, а следовательно, и педагогическая наука, должны согласовываться и отвечать жизненным интересам русского народа.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо познакомиться с его статьями «О народности в общественном воспитании», «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», в которых он обосновывает и показывает значение и возможные пути организации семейного и общественного (школьного) воспитания на основе идеи народности.

Видя главную цель воспитания в духовном развитии человека, большое значение Ушинский придает религия, считая, что лучшие характерные черты русской народности рождены православием, а потому сближение религиозного и светского образования должно стать одной из важных задач отечественной школы.

Большое значение в деле воспитания Ушинский отводил и труду. При рассмотрении данной проблемы нужно опираться на основные положения, изложенные им в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», в котоpoй он рассматривает особенности физического и умственного труда, показывает роль труда в социальной и семейной жизни, нравственном становлении человека.

Значителен вклад Ушинского и в разработку дидактических проблем. Так же, как и многие западные педагоги, он подчеркивал воспитывающий характер обучения, считая, что при правильной организации оно воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы.

Ушинский был сторонником классно -урочной системы обучения. Исходя из своих общепедагогических и психологических установок, он опирался на следующие дидактические принципы:. принцип осознанного усвоения знаний; принцип последовательности и систематичности; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и навыков.

Процесс обучения, по его мнению, проходит через две основные стадии. Первая стадия включает в себя три ступени: на первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие учащимися преподнесенного им предмета или явления; на второй ступени ученики, опять же под руководством учителя, вырабатывают предварительные представления и мнения о полученных ранее образах предметов и явлений путем их сравнения и сопоставления; на третьей ступени учитель дополнительно разъясняет новый материал, отделяет главное от второстепенного и сводит полученные знания в систему. На второй стадии обучения происходит совместное обобщение учителем и учениками изученного материала с последующей самостоятельной работой по закреплению новых знаний и навыков.

Для лучшего закрепления изученного материала Ушинский предлагал использовать два вида повторения: пассивное (ученик вновь воспринимает то, что уже видел и слышал) и активное (ученик самостоятельно воспроизводит то, что когда-то узнал), отдавая предпочтение последнему.

Ушинский большое внимание уделял организационному построению урока и выделял различные eгo виды (смешанный, устные, практические и письменные упражнения, оценка знаний), определяемые целью учебного занятия. Кроме того, он указывал на необходимость творческого отношения учителя к своему делу.

К проблеме соотношения в педагогике научного и творческого начал Ушинский обращался неоднократно, начиная со своей первой статьи. В ходе занятия желательно рассмотреть его взгляды на педагогику как науку и как искусство на основе анализа работы «О пользе педагогической литературы», в которой он подробно останавливается на этом вопросе.

Огромное внимание в своих трудах Ушинский уделял личности учителя, который, по его мнению, должен не только учить, но и воспитывать, т.е. быть педагогом. Он требовал от него образованности, любви к своему делу и постоянного стремления к повышению педагогического мастерства. В ряде научно-педагогических работ и специальных документов Ушинский представил развернутую научно – обоснованную программу подготовки учителя в системе учительских семинарий и на педагогических факультетах, которые рекомендовал отрывать в каждом университете.

Самостоятельная 8

Тема: Зарубежная школа и образование в конце XIX начале ХХ вв.

Цели:

1. Познакомиться с основными напрвлениями развития школьной реформы на рубеже столетий;

2. Выделить акмеологические аспекты в зарубежных образовательных системах;

3. Изучить опыт организации школ на основе идей реформы педагогического знания.