Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений
Ощущение – простейший, элементарный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения и являются, таким образом, начальным источником знаний человека об окружающем мире и самом себе.
К общим свойствам ощущений относятся качество (основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений), интенсивность (количественная характеристика ощущения, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора), длительность (временная характеристика ощущения, которая определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью) и пространственная локализация (пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами; дает сведения о локализации раздражителя в пространстве).
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущений выступают нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах. Анализатор – это нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности.
Анализатор состоит из трех частей: периферического отдела – рецептора, воспринимающего действующий на него раздражитель; афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих возбуждение с периферии в нервные центры, в головной мозг человека; соответствующих участков головного мозга, в которых происходит переработка информации, поступающей из рецептора.
Механизм действия анализатора заключается в следующем (см. рис. 4). Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения. Раздражение трансформируется в физиологический процесс – возбуждение, которое передается в мозг. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, согласованная деятельность всех его элементов, звеньев. Анализаторы выступают составной частью общей системы путей нервных процессов человека – рефлекторной дуги.
- Барнаульский филиал ноу московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы
- Введение
- Часть 1. Краткое содержание учебного материала по разделу «психология и педагогика»
- Раздел 1. Общие основы наук
- Тема 1.
- Предмет и объект психологии
- Место психологии в системе наук
- Структура современной психологии
- Понятие о методе. Классификация методов психологического исследования. Этапы психологического исследования
- Тема 2. Основные понятия наук
- Основные функции психики. Формы проявления психики. Структура психики
- Классификация психических явлений
- Тема 3. Основные направления развития науки
- Этапы становления психологии как науки
- Этапы становления психологии как науки
- Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования
- Тема 4. Психология и педагогика личности Понятие личности, ее важнейшие характеристики
- Человек, индивид, индивидуальность, субъект
- Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений
- Восприятие: основные свойства и виды
- Представление: общая характеристика
- Память: общая характеристика и виды
- Воображение: общая характеристика и виды
- Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика
- Внимание: общая характеристика, виды и свойства
- Виды речевой деятельности, их особенности
- Тема 5. Современное состояние образования в России
- Тема 6. Психология малых групп. Группа и коллектив Малая группа: определение, критерии для классификации, основные признаки, функции и наиболее распространенные типы
- Тема 7. Психология делового общения Общее представление о психологическом общении
- Функции, механизмы, средства, структура общения
- Деловое общение
- Тема 8. Педагогический процесс как система
- Общие формы организации учебной деятельности
- Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 9. Управление образовательными системами
- Часть 3. Семинарские занятия и тематика рефератов по курсу «психология и педагогика»
- Занятие 4. Образование и профессиональная деятельность.
- Краткий терминологический словарь
- Часть 3. Контрольные задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 1. Методические указания для подготовки контрольных работ
- Структура контрольной работы по дисциплине «психология и педагогика»
- 1. Кохйек 2. Трба
- Часть 4. Проверь себя: котрольные тестовые задания по курсу «психология и педагогика»
- 1. Тестовые задания с ключами (ответами)
- Ключи к тестам
- Литература