18. Современные теории обучения, построенные на базе новых возможностей дидактических Средств.
Содержание обучения – система знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих, нравственных, общественно–политических идей, которыми необходимо овладеть индивиду в процессе обучения.
Выделяют несколько теорий содержания образования:
1) энциклопедизм;
2) дидактический формализм;
3) дидактический утилитаризм;
4) экземпляризм;
5) теория дидактического программирования.
Теория энциклопедизма была разработана Я. А. Коменским. Согласно его теории главной задачей обучения является передача ученикам огромного количества разнообразных знаний (в течение 9 лет ученики должны были усвоить знания по 16 предметам и изучить 5 иностранных языков). Эта теория не оправдала себя, так как ученики были не в силах усвоить такой объем знаний. Они могли лишь запомнить отрывочную информацию. Тем не менее у этой теории есть последователи и в наши дни.
Теория дидактического формализма возникла в XVIII в. Она гласила, что обучение – это лишь средство развития способностей и познавательных интересов ученика.
Некоторые положения этой теории возникли в глубокой древности. Продолжателем ее стал Песталоцци, считавший главной целью обучения развитие памяти, мышления и внимания.
К. Д. Ушинский критиковал теорию формального образования, утверждая, что нужно не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями и приучать их пользоваться ими в практической деятельности. Он стал инициатором объединения теорий материализма и формализма, что способствовало развитию российской педагогики.
Американский исследователь Дж. Дьюи стал автором теории дидактического утилитаризма. Он предлагал опираться на занятия конструктивного характера, полагая, что разнообразие практических занятий активизирует мышление и трудовые успехи учеников. Дж. Дьюи предлагал непременное объединение работы с игрой, вовлечение детей в социальное окружение, наблюдения за окружающей средой, беседы с людьми разных профессий, участие в труде взрослых. Свое логическое продолжение эта педоцентрическая теория получила в начале ХХ в. в США. При этом уровень образования в 1930–1940 гг. значительно снизился. Теория себя не оправдала, и все же в США ее по–прежнему используют.
Теория экземпляризма появилась в Германии в 1958 г. Приверженцы этой теории были уверены в том, что непрерывный прогресс в науке и связанное с ним содержание образования противоречат учебным возможностям учеников. Во избежание подобного противоречия они предложили применение парадигмального (от греч. – «образец») образования и использование тематических примеров. Теория не получила продолжения.
Еще одной теорией является теория дидактического программирования, появившаяся в середине 1950–х гг. с возникновением программированного обучения. Эта теория в отличие от описанных ранее представляет собой попытку ответить не столько на вопрос, чему учить на определенном уровне учебно-воспитательной работы, а как ее проводить наиболее оптимальным образом. Поэтому-то сторонники рассматриваемой теории уделяют особое внимание тщательному анализу учебного материала, т. е. знаниям, которые входят в это содержание, и существующим между ними связям.
- Оглавление
- 1. Педагогика – наука о воспитании и образовании. Категориальный аппарат педагогики
- 2 Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- 3. Образование как общественное явление
- 4. Образование как педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса, их содержание и характеристика.
- 5.Личность и ее целостность, структура личности. Развитие и формирование личности. Факторы и движущие силы развития личности.
- 6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности
- 7 Методологические основы педагогической науки.
- 8. Содержание образования. Структура содержания обрзования.
- 9. Принципы и критерии отбора содержания образования
- 10. Государственный образовательный стандарт
- 11. Научное исследование в пеагогике: концептуальные подходы и принципы. Методы и логика педагогического исследования.
- 12. Дидактика как педагогическая теория обучения. Основные категории дидактики.
- 13. Процесс обучения как целостная система. Логика процесса обучения и его структура.
- 14.Научные основы обучения
- 15.Закономерности и принципы обучения
- 16. Функции обучения
- 17. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения. Деятельностная теория обучения
- 18. Современные теории обучения, построенные на базе новых возможностей дидактических Средств.
- 19. Проблема мотивации учения, пути формирования у учащихся познавательной активности.
- 20. Проблема Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Понятие «метод обучения», «прием обучения», классификация и характеристика отдельных форм обучения
- 22. Понятие «форма обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения.
- 23. Урок как основная форма организации обучения
- 24. Характеристика видов обучения в современной школе.
- 25. Средства обучения.
- 26. Контоль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности. Мониторинг качества образования.
- 27 Инновации в образовании.
- 28. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Принципы управления школой. Демократизация управления школой.
- 29. Органы управления образованием
- 30. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
- 31. Управленческая культура руководителя школы.
- 32. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений
- 37. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
- 40. Основные законодательные акты. Документы об образовании. Права и обязанности учащихся и педагогических работников
- 41. Образование за рубежом. Что особенного?
- 42. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования
- 43.Комплексный проект модернизации образования Концепция «новой школы»
- 44. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 45. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.
- 46. Модернизация образования в России.
- 47. Федеральная программа развития образования