logo search
Реком к самос раб ИОиПМ ЧГПУ

Лекция 5. Развитие педагогических идей в истории зарубежной педагогики хуii – XIX вв.

Основные понятия:

Особенности развития Западной цивилизации в начале Нового времени и общая направленность педагогического поиска в ХVII веке. Зарождение научной педагогики и роль в этом Я.А. Коменского. Механистический взгляд на человека как на продукт воспитания, возникший в середине ХVII в. в цивилизации Запада.

Обоснование Дж. Локком ведущей роли воспитания и обучения в формировании человеческой личности.

Д. Локк – основоположник системы элитарного образования. Воспитание характера как основа элитарного образования. Особенности элитарного воспитания и образования по Локку, его взгляд на физическое, нравственное и умственное развитие личности в системе элитарного воспитания и образования.

Концепции человека в эпоху Просвещения. Философско-педагогическая мысль и школа Запада в ХVIII в. практика массового образования. Развитие педагогической мысли и системы массового образования до середины ХIХ в. авторитарная педагогика И. Герберта. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока. Идеи Коменского и Гербарта в практике дореволюционной русской школы. Традиционное обучение в практике Советской школы 30-50 гг. Противоречие между утилитарно-прагматической направленностью педагогических традиций Западной цивилизации ХVII – середины ХIХ века и гуманистическими тенденциями формирования целостной личности на основе ее свободного развития и самоопределения.

Человек в системе ценностей индустриальной Западной цивилизации второй половины ХIХ века. Педоцентристская революция конца ХIХ – начала ХХ века на Западе и идеи реформаторской педагогики. «Школа учебы» и «школа труда» в философско-педагогической трактовке и в практике западной культуры.

Развивающее обучение И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения. Гуманизм педагогической системы Песталоцци. Цель воспитания по Песталоцци м его взгляд на факторы развития личности как основа системы развивающего обучения. Элементарное образование, разработанное Песталоцци, как средство гармонического развития личности. Значение наглядности по Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци над созданием частных методик, направленных на развитие детей.

Теория элементарного образования – развивающее обучение в лучших учебных заведениях Западной Европы. Развитие идей И.Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега.

Педагогические идеи деятелей эпохи Просвещения; поиск путей «выращивания новой породы людей». Педагогическая антропология Ж.Ж. Руссо – гимн естественному воспитанию и свободному развитию человека.

Исторические условия зарождения идеи свободного воспитания. Цель воспитания по Руссо и его взгляд на факторы развития личности как основа системы свободного воспитания. Природосообразное воспитание в понимании Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих по Руссо свободное развитие личности. Оценка теории Руссо.

Историческая обусловленность идеи развивающего обучения, его сущность. И.Г. Песталоцци – основоположник системы развивающего обучения. Цель воспитания по Песталоцци и его взгляд на факторы развития личности как основа системы развивающего обучения. Элементарное образование, разработанное Песталоцци, как средство гармонического развития личности. Значение наглядности по Песталоцци в развитии ребенка. Работа Песталоцци над созданием частных методик, направленных на развитие детей.

Педагогические проекты времен Великой Французской революции как отражение тенденций к демократизации образования.

Западное образование в условиях становления индустриального общества. И. Гербарт как теоретик «школы учебы». Соединение элементов традиционной школы и системы развивающего обучения в педагогическом учении И.Ф. Гербарта.

Антиличностные тенденции в культуре и педагогике Западной цивилизации первой половины ХIХ века и поиски путей их преодоления (утопический социализм, марксизм, позитивизм, иррационализм).

Утверждение индустриального общества и формирование массовой школы. Усиление отчуждения человека, распространение «школы учебы». Развитие Дж. Дьюи: поиск путей самореализации личности, достижения гармонии в развитии человека и демократического общества. Д. Дьюи – основоположник прагматизма в педагогике. Исходные положения прагматизма. Особенности организации прагматической школы, содержания обучения и методов работы в ней. Оценка прагматической школы.

Г. Кершенштейнер как теоретик и практик «школ труда». Гуманизм «свободного воспитания» (М. Монтессори, А. Нейл). Западное образование и педагогика в условиях кризиса индустриальной цивилизации; поиск нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению.

Реформаторская педагогика конца ХIХ – начала ХХ века. Педагогические взгляды Г. Спенсера (1820-1903). Экспериментальная педагогика: В. Лай (1862-1926), Э. Мейман (1862-1915) Зарождение педологии и теории умственной одаренности. «Трудовая школа» и «гражданское воспитание» Г. Кершенштейнера (1854-1932). «Вальдорфская педагогика» Р.Штейнера (1861-1925).

Тенденция развития педагогики Западной цивилизации во второй половине ХХ века. Становление постиндустриального общества; тенденция к превращению «производства человека» в основную сферу жизнедеятельности. Утверждение личностно-ориентированной педагогической парадигмы и переход от «поддерживающего» обучения к «инновационному». Предпосылки и условия гуманизации и гуманитаризации образования.

Основные тенденции развития образования в зарубежных странах. Интеграция и дифференциация образования. Трансформация классно-урочной системы. Компьютерная революция в сфере образования и ее последствия. Новые тенденции в воспитании.

Реформы школы в ведущих странах Западной Европы и США: реорганизация школьных систем, дифференциация образования, пересмотр школьных программ, форм и методов обучения.

Становление и развитие гуманистической педагогики. Основные направления развития мировой педагогической мысли: авторитарное и гуманистическое. Сущностные характеристики (признаки, черты) авторитарной педагогики, ее роль в традиционном педагогическом процессе и последствия.

Гуманистическая педагогика как прогрессивное направление в истории развития педагогической мысли и практики. Зарождение идей гуманистической педагогики в античной философии (всесторонность, гармония, природосообразность воспитания), их возрождение и развитие в эпоху Ренессанса. В. да Фельтре, Э. Ротердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень и др. о гармоническом развитии личности, связи воспитания с жизнью, развитии самодеятельности и активности детей и др.

Становление педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении в ХVII- ХVIII вв. (Ф. Бэкон, Я.А. Коменский, Дж. Локк) и развитие ее идей в философско-педагогических трудах французских материалистов (Ж.Ж. Руссо, А. Гельвеций, Д. Дидро).

Классический немецкий идеализм (И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и его влияние на развитие гуманистической педагогической мысли на рубеже ХVIII – ХХ вв. Гуманистическая педагогика И.Г. Песталоцци и А.В. Дистервега. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах социалистов-утопистов и марксистов ХIХ в.

Зарубежная гуманистическая педагогика ХХ в. (Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс, Р. Бернс и др.). Изучение зарубежной гуманистической педагогической мысли и практики как важнейшее условие развития отечественной педагогики.

Персоналии: В. Ратке (Ратихий), Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, Г. Спенсер, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Фребель, П. Лесгафт, А. Бабель, К. Цеткин, К. Либкнехт, Г. Кершенштейнер, В. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи, С. Френе, Я. Корчак, М. Монтессори, Э.Торндайк, В.Оконь, Дж. Брунер, Р. Штайнер, Г. Бернс.

СЕМИНАР коллоквиум

Я.А. Коменский – основоположник традиционного обучения. Историческая обусловленность создания традиционного обучения. Сущность традиционного образования. Цель, принципы, содержание, методы, организация обучения. Классно-урочная система обучения. Педагогическая система Я.А. Коменского. Принцип природосообразности – основа педагогической системы. Значение педагогических взглядов Я.А. Коменского для развития системы общего и специального обучения. Традиционное обучение в учебных заведениях Европы.