logo search
МПИ как новый раздел педагогики

11. Методика взаимосвязанных задач

Метод моделирования. Это способ переформулировать задачу, заменить её равносильной, в результате чего получиться быстрый путь решения алгоритма. Если вручную решить задачу несложно, то следует тщательно проанализировать все выполняемые человеком действия, раскладывая их до элементарных. Полезно использовать схемы, рисунки, таблицы.

Пример:

составить алгоритм, в процессе выполнения которого А:=В, а В:=А

Воспользуемся вспомогательной моделью данной задачи. Пусть а – стакан с чаем. Стакан – имя величины, чай – её значение; b – чашка кофе. Чашка – имя, кофе – значение. Необходимо кофе налить в стакан, чай – в чашку так, чтобы напитки не смешивать. Для этого нужна пустая тара. Пусть это будет кружка – имя величины. Тогда последовательность необходимых действий: чай  кружка, кофе  стакан, чай  чашка: кружка:= стакан, стакан:= чашка, чашка:= кружка.

После этого переходим к работе по составлению алгоритма.

Эвристический метод. Используется для формирования у учащихся творческого мышления. В отличие от проблемного метода, в этом методе учитель создаёт ситуацию так, чтобы ученик сам сделал открытие.

Тема “исполнитель”. Существует машинная реализация в программе “Буквоед”. Рассмотрим ”метод чёрного ящика”. Его суть в том, что известна информация на входе и выходе алгоритма. Нужно определить, что делает алгоритм. Учитель в классе говорит, что вы все командиры, а я – исполнитель, и предлагает ученикам вводить информацию.

В приведённом примере число умножалось на 2 и к произведению прибавлялась единица.

На практических занятиях часто используется метод взаимосвязанных задач. При этом задачи рассматриваются от минимального обязательного уровня до сложного.

Пример:

Работа с литерными величинами (буквосочетание).

1) Посчитать, сколько раз встречается в данном тексте, который обозначается величиной А, буквосочетание что.

алг вычисление (лит А, цел n)

дано А=”ачтос”

надо n

нач цел i

n:=0

нц для i от 1 до длин(А)-2

если А[i:i+2]=”что”

то n:=n+1

всё

кц.

кон

2) Выяснить, встречается ли в данном тексте буквосочетание что.

В приведённом выше примере после условия “если” проверяем ещё одно условие. Если n=0, то В=”нет”, иначе В=”да”. При этом переменная n должна быть описана в строке нач (т.к. это промежуточная величина).

3) По всей длине текста заменить сочетание что на буквосочетание авс

алг вычисление (лит А)

дано А=”……”

надо А

нач цел i

нц для i от 1 до длин(А)-2

если А[i:i+2]=”что”

то А[i:i+2]=”abc”

всё

кц.

кон

4) Для более сильных учащихся и для факультативных занятий модно решить следующую задачу:

Заменить слово что словом авс. Слова в тексте разделены одним пробелом. В конце текста – точка. Особенность этой задачи в том, что нужно проверять пробелы и точку.

Часто в работе с литерными величинами требуется сочетание букв длины n заменить на сочетание букв длины р, где n не равно р. В этом случае осуществлять замену лучше всего не в исходной величине, а в дополнительной литерной величине.

Пример: “0” заменить “…”

алг вычисление (лит А)

дано А=”о лл оор”

надо А

нач цел i, лит с

с:=""

нц для i от 1 до длин(А)

если А[i:i]=”o”

то с:=с+”…”

иначе с:=с+ А[i:i]

кц

А:=с

кон.