logo search
Быстриченко ВКР (2)

Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»

Задание 1. «Определение времени года».

Цель: Выявить наличие знаний о временах года, их последовательности; Оборудование: карточки с изображением времен года, протокол обследования.

Ход исследования: перед учеником кладется 4 карточки с временами года. Школьнику нужно выбрать карточки с определенным сезоном; разложить карточки в правильном порядке.

Инструкция: «Какие времена года ты знаешь?

Посмотри, какие картинки я тебе приготовила. Найди среди них картинку с весной; зимой; летом; осенью. Как ты понял, что на картинке изображена весна; зима; лето; осень? Разложи картинки по порядку, начиная с зимы. Какое время года идет после зимы?»

«Скажи, какое время года идет до весны? Какое время года идет до осени?

Скажи, какое время года идет после лета? Какое время года идет после зимы?»

Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:

Оценка выполнения задания:

Баллы

Качественная оценка

Уровни сформированности

0

Не выполняет задание / отказ от выполнения задания; не называет времена года или называет не все; не располагает картинки в нужной последовательности, не пользуясь подсказками экспериментатора; не ориентируется в понятиях «до», «после», «между», не ориентируется в сезонах относительно друг друга.

0 уровень

1

Называет времена года с наводящими вопросами экспериментатора; неверно по картинкам определяет время года; путает сезонные явления каждого времени года; располагает картинки в неправильном порядке, не пользуясь наводящими вопросами или подсказками экспериментатора.

1 уровень

Очень низкий

2

Верно называет времена года, которые знает; путается в картинках; обосновывает свой выбор по несущественным признакам; картинки располагает с подсказками экспериментатора; не ориентируется в сезонах относительно друг друга.

2 уровень

Низкий

3

Верно называет времена года, которые знает; верно указывает на картинки с тем временем года, который попросил экспериментатор, адекватно обосновывает свой выбор; картинки раскладывает только с наводящими вопросами; плохо ориентируется в сезонах относительно друг друга.

3 уровень

Средний

4

Сам верно, в правильной последовательности перечисляет времена года, которые знает; верно по картинкам определяет время года и указывает на то, которое попросил найти экспериментатор; адекватно обосновывает свой выбор, опираясь на существенные признаки каждого сезона; самостоятельно раскладывает времена года по порядку начиная с того, которые попросил экспериментатор; верно ориентируется в сезонах года относительно друг друга.

4 уровень

Высокий

Задание 2. «Определение месяца года».

Цель: Выявить наличие знаний о месяцах, которые входят в определенное время года.

Оборудование: карточки с изображением времен года, протокол обследования.

Ход исследования: ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.

Инструкция: «Ты знаешь, какое сейчас время года? Какой месяц? Назови все месяцы весны.

Назови месяцы лета.

Назови месяцы осени.

Назови месяцы зимы».

Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:

Оценка выполнения задания:

Баллы

Качественная оценка

Уровни сформированности

0

Не выполняет задание / отказывается выполнять задание; не понимает инструкции.

0 уровень

1

Знает и называет время года, которое сейчас идет; не знает месяц, который сейчас идет; не знает остальных месяцев в году.

1 уровень

Очень низкий

2

Знает и называет время года и месяц, который сейчас идет; путается или не называет остальных месяцев.

2 уровень

Низкий

3

Знает и называет время года и месяц, который сейчас идет; называет остальные месяцы весны; путается в назывании остальных месяцев, называет их с наводящими вопросами.

3 уровень

Средний

4

Правильно называет время года и месяц, который сейчас идет; верно называет все остальные месяцы остальных времен года; знает, к какому времени года какие месяцы относятся.

4 уровень

Высокий

Задание 3 «Нелепицы».

Цель: выявить наличие понимания нелепиц в изображении одного из времен года.

Оборудование: картинка – «нелепица» с изображением зимы, цветов, фруктовых деревьев, грибов; протокол обследования.

Задание 1.

Ход исследования: учащемуся показывают картинку с «нелепицами». Школьнику предлагается найти ошибки в рисунке; объяснить, как должно быть изображено.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Художник все перепутал тут. Поможешь мне найти ошибку?

Какое время года художник хотел изобразить?

Когда мы собираем грибы?

Когда созревают фрукты и овощи созревают?

Когда расцветают цветы?

Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:

Оценка выполнения задания:

Баллы

Качественная оценка

Уровни сформированности

0

Не приступает к выполнению задания / отказывается выполнять задание.

0 уровень

1

Не видит ошибок на рисунке; утверждает, что на рисунке все правильно, даже после наводящих вопросов и подсказок экспериментатора.

1 уровень

Очень низкий

2

Находит ошибки только, если экспериментатор на них указал; исправляет ошибки неверно.

2 уровень

Низкий

3

Находит ошибки в рисунке, перечисляет их с помощью наводящих вопросов экспериментатора; не всегда верно исправляет ошибки.

3 уровень

Средний

4

Находит ошибки в рисунке, эмоционально на них реагирует; перечисляет их; верно исправляет ошибки, которые допустил художник.

4 уровень

Высокий