logo search
Семейная психология / Tseluyko_V_M__Vy_i_vashi_deti

Изоляция.

Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейного неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье – психологическая изолированность кого-то одного в семье от других: чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что он живет в доме своих детей, непосредственного участия в жизни семьи не принимает: никто не интересуется его мнением по тем или иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так как всем известно, что «он всегда хворает». К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. При этом могут даже не приглашать к общему столу, предпочитая относить еду к нему в комнату. Вопрос о гастрономических вкусах тоже не встает, потому что взрослые дети «лучше знают, что можно и чего нельзя есть пожилому человеку». Таким образом, немолодой член семьи может оказаться изолированным не только психологически, но и социально, постоянно находясь в одиночестве в отведенной ему комнате.

Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них предпочитает большую часть времени проводить за пределами семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо на учете престижных, финансовых и тому подобных соображений.

Взаимоизолированными могут стать молодая и родительская семьи, проживающие под одной крышей. Подчас они и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п.

Конечно, вышеперечисленными формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. В каждой семье могут быть свои трудности. Проблема состоит в том, что растущие в подобных семьях дети неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, сначала не понимая, что происходит в семье, а затем по мере взросления и осознания семейной ситуации начинают «играть» со взрослыми в те игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия начинает проявляться в тех ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы то ни была роль – положительная или отрицательная - она в равной степени отрицательно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит сказаться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Кроме того, уловить грань между семейным благополучием и неблагополучием иногда бывает непросто. Нередко вполне благополучная семья становится либо явно, либо скрыто неблагополучной, и то хрупкое равновесие, которое пока еще существует в ней, в любой момент может превратиться в открытую форму психологического неблагополучия. Такие семьи мы отнесли к категории «пограничных».