§ 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей-олигофренов двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
При проведении физического воспитания школьников должны быть соблюдены следующие условия, позволяющие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы. Необходимо учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия учащихся;следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям умственно отсталых школьников;добиваться осмысления и выполнения ученикамисловесной инструкции;осуществлять физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности;стремиться совершенствовать познавательную деятельность детей-олигофренов средствами физическойкультуры;
осуществлять системный подход к реализации кор-рекционных задач: сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами физической культуры высших психических процессов.
Характерные особенности развития двигательной сферы умственно отсталых учащихся состоят в следующем:
Уровень сформированности двигательной сферы умственно отсталого ребенка находится в непосредственной зависимости от тяжести и характера конкретных двигательных нарушений;
отставание в развитии координаторных схем движения • у детей-олигофренов от уровня учащихся массовых школ особенно явственно проявляется в младшем, количественных показателей моторики - в старшем школьном возрасте;
увеличение разницы абсолютных показателей двигательных способностей учащихся вспомогательных и массовых школ отмечено к 17 годам (за исключением показателей статической выносливости);
наибольшее отставание детей-олигофренов 7-17 лет от сверстников из массовых школ наблюдается в показателях координации движений.
Системное изложение основных недостатков развития двигательной сферы учащихся вспомогательных школ может быть представлено в следующих классификационных показателях.
Нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела; ожирение; нарушение осанки; деформация стопы; нарушения в развитии грудной клетки; низкие показатели жизненной емкости легких, окружности грудной клетки; деформация черепа; лицевого скелета;
дисплазии.
Недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени; неумение выполнять ритмичные движения; грубые ошибки при дифференциации мышечных усилий; низкий уровень развития функции равновесия; ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метаниях; отсутствие легкости и плавности в движениях; напряженность, скованность движений.
Нарушения в развитии основных двигательных качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей (на 15-30%), быстроты движений (на 10-25%), выносливости динамического характера (на 20-40%), скоростно-силовых качеств (на 15-30%), гибкости подвижности с суставах (на 10-20%).
Классификация отражает характер отклонений в физическом развитии и двигательные способности учащихся и позволяет систематизировать физические упражнения, направлять их на коррекцию соответствующих двигательных нарушений.
Известно, что поражение низших отделов центральной нервной системы влечет за собой нарушение элементарных движений, поражение высших — затрудняет реализацию сложных двигательных актов, требующих произвольной регуляции. Это позволяет предположить, что нарушения сложных двигательных актов при неосложненной форме олигофрении, проявляющиеся в недостатках тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект — нарушением аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга.
Это положение имеет первостепенное значение при выборе педагогических средств и методов коррекции недостатков двигательной сферы детей-олигофренов, которых отличает целый ряд существенных нарушений нейродинамики (уменьшение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности, патологическая иррадиация возбудительного и тормозного процессов). Указанные нарушения затрудняют образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения, что необходимо учитывать при формировании у школьников различных двигательных умений и навыков. Однако несмотря на трудности в выработке условных связей у детей-олигофренов, они могут овладеть некоторым объемом как простых, так и сложных произвольных движений при условии регулирующего действия словесной инструкции и вербализации собственного опыта.
В процессе физического воспитания детей-олигофренов необходимо руководствоваться тем, что активная двигательная деятельность ребенка способствует развитию всех зон коры больших полушарий мозга, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности.
Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков — условие активного общего развития, то для детей-олигофренов физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение умственно отсталых Детей к активным занятиям физической культурой, основанное на пробуждении интереса, положительного отношения к ним, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. При этом подчеркнем значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого широко используются различные средства физической культуры.
Для физических упражнений характерны:
универсальность их влияния (в организме нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение);
отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);
возможность длительного применения упражнений (вариантно-поэтапное сочетание лечебных, профилактических, общеоздоровительных и тренировочных).
Уроки физической культуры позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем — развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса. Дружеский диалог, обмен репликами между взрослыми и детьми создает на уроке положительный эмоциональный фон.
Известно, что физические упражнения осуществляют направленное корригирующее воздействие. Так, ходьба способствует улучшению перекрестной координации рук и ног, длительный бег — развитию выносливости. Ходьба с предметом лежащим на голове (мешочек с песком) помогает исправить осанку. Если во время бега выполнять движения руками (вперед, вверх, в стороны), то это будет способствовать улучшению координации движений и одновременно развитию выносливости. При проведении занятий следует заранее планировать последовательность упражнений.
Оптимально допустимые для учащихся физические нагрузки устанавливаются по степени утомления, возникающего при выполнении мышечной деятельности.
При дозировании нагрузок важно помнить, что после напряженных или длительно выполняемых физических упражнений ученики вспомогательных школ долго находятся в состоянии дискомфорта, поскольку силы длительное время не восстанавливаются. Поэтому, в то время как учащиеся массовых школ могут выполнять нагрузки до конца второй стадии утомления, умственно отсталые школьники — только до начальных признаков снижения работоспособности, т. е. до первой стадии утомления.
Учитывая, что урок физической культуры является основной формой физического воспитания во вспомогательной школе, все рекомендации, относящиеся к нему, используются и при проведении внеклассной работы. На основе содержания уроков строятся внеурочные формы физического воспитания с использованием средств и методов коррекционной направленности.
Успешность коррекционно-воспитательной работы с учащимися во многом определяется дифференцированным подходом к детям.
Оценка уровня физического состояния детей по методу антропометрических стандартов (А. Г. Дембо и др.), основанному на вариабельности признаков соматического развития, позволяет при дифференциации учащихся на типологические группы использовать показатели развития двигательной сферы, а также данные клинических и психологических исследований.
Результаты исследований физического развития, качественных и количественных характеристик двигательной деятельности школьников можно оценивать по 10-бальной системе методом экспертных оценок, выставляемых на медико-педагогическом консилиуме. Показатели физического развития оцениваются в сравнении со средними параметрами данной возрастной популяции детей-олигофренов. Группы не могут быть стабильными по составу, а при их комплектовании должны учитываться конкретные возможности каждого ученика.
Характеризуя типологические группы учащихся, необходимо отметить следующее.
Ученики первой группы (10-14% от общего количества учеников в классе) имеют физическое развитие и Двигательные способности выше средних показателей Учащихся вспомогательных школ и находятся на уровне ^едних показателей учеников массовых школ. У них ие наблюдаются соматические отклонения, они быстрее Других овладевают умениями и навыками, могут выполнять достаточно высокие физические нагрузки, легко их "ереносят и быстро после них восстанавливаются (организм достигает исходного состояния).
Паспорт здоровья вкладывается в личное дело ребенка. Показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры, показатели физической подготовленности — только учителем физической культуры; эти показатели регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорта. Показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год.
Паспорт дает возможность в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка и его здоровья. Это представляет интерес и для родителей ребенка.
Кроме того, и ученик может увидеть себя со стороны, в сравнении со сверстниками, а это, возможно, будет стимулировать желание работать над собой, систематически заниматься физической культурой, что поможет сформировать здоровый образ жизни.
Следует подумать о том, чтобы в сферу забот о здоровье ребенка были включены все учителя школы, ибо функциональное развитие ребенка — дело не только учителя физической культуры.
Предполагается, что на основе данных, отраженных в паспорте здоровья, будет строиться содержание физического воспитания детей, профилактические мероприятия в школе.
- § 2. Формы организации трудового обучения
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- § 1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- § 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Раздел IV
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- § 1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- § 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 5. Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- § 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- § 3. Основные движения
- § 4. Понятие об осанке
- § 5. Урок физической культуры
- § 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи
- Раздел V
- § 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- § 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
- § 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оформление школьного здания
- Рекомендуемая литература