logo search
МПИ как новый раздел педагогики

13. Контроль и оценка знаний учащихся.

О контроле знаний и умений можно говорить имея в виду следую­щее.

С точки зрения внешней структуры организации процесса обуче­ния контроль - это часть процесса обучения. Известно, что любая полноценная деятельность, в том числе и обучение, состоит из двух частей, исполнительной и контрольной.

С точки зрения внутренней сущности контроль - это выявление и сравнение ( на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой (иначе это - соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Причем контроль знаний и уме­ний конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и уме­ний только по результатам его личной учебной деятельности.

В последующем будем иметь в виду в основном вторую точку зре­ния на понятие "контроль знаний и умений учащихся".

В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося, выделяют следующие три типа контроля:

- внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

- взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товари­ща);

- самоконтроль (осуществляется учеником за собственной дея­тельностью).

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматривают­ся недостатки в осуществлении учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.п.; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Конкретизация этой цели связана с установлением качества усвоения учащимися материала, предус­мотренного по информатике для средней школы (установления полноты, характера выполнения учащимися заданий учителя; выявления соот­ветствия достигнутого школьниками уровня овладения изучаемым ма­териалом принятым нормам или образцам); определением мер корректирования знаний и умений учащихся; научением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле; воспитанием ряда качеств личности, например, ответственности за выполняемую работу, инициативы и др.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся ре­ализованы, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

- выявление и диагностики результатов обучения (иногда гово­рят о контролирующей и диагностической функциях);

- образовательную (обучающую), связанную с повышением качест­ва усвоения знаний, их систематизацией, формированием приемов учебной работы;

- стимулирующую (развивающую), связанную с созданием необхо­димой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников;

- воспитательную, направленную на воспитание у каждого чувс­тва ответственности за результаты учения, на формирование позна­вательной мотивации;

- управление процессом усвоения знаний, умений, его коррекции (иногда эту функцию называют прогностической, имея в виду возмож­ность получения в процессе контроля опережающей, носящей вероят­ностный характер информации о некоторых особенностях учебно-вос­питательного процесса).

В процессе контроля знаний и умений учащихся выделяются сле­дующие компоненты:

- уточнения целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля;

- выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответс­твующих поставленным целям;

- различные способы выражения результатов контроля: оценка и отметка.

Рассмотрим первый из указанных компонентов.

Установление конкретного содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала и связано с определе­нием, во-первых, информационно-предметного состава того знания, которое должно быть сформировано (понятия, факты, теоремы, алго­ритмы, методы), т.е. с выделением объектов контроля; во-вторых, операционного состава этого знания, т.е. с указанием тех действий в процессе выполнения которых учащимися и должно проявляться ус­воение того или иного объекта контроля.

Как описать эти цели и содержание, чтобы они служили основой для разработки средств, заданий и т.п., для контроля знаний и умений учащихся? Можно указать их различные подходы к такому описанию. Расс­мотрим два из них. Первый связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полнота, глубина, обобщенность, осознанность и др. Для контроля знаний специально разрабатываются такие средства, реали­зация которых обнаруживает наличие или отсутствие заранее зафиксированных качеств.

Второй подход к описанию целей изучения определенного отрезка учебного материала связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующих им видов деятельности. Известно, что психологи выделяют следующие уровни усвоения: узнавание, запоминание, воспроизведение материала; понимание и использование в сходной с уже рассмотренной ситуации; самостоятельное преобразование ма­териала, перенос знаний на решение широкого круга задач в новую ситуацию.

В зависимости от требований программы учитель должен заранее планировать тот уровень усвоения знаний, который будет подлежать контролю, и ставить об этом в известность учащихся.

Виды, формы и средства контроля

В зависимости от различных оснований деления можно говорить о различных подходах у указанию видов контроля.

Например: 1) Если в процессе контроля основное внимание уде­лять деятельности контролируемого объекта, то выделяются: конт­роль по конечному результату (обращаем большое внимание не на ход, состав деятельности, а на ее результат); пошаговый контроль (следим за выполнением отдельных операций, которые определяют то или иное действие); контроль, связанный с установлением опреде­ленных параметров деятельности. Очевидно, с точки зрения обучаю­щего эффекта предпочтительнее пошаговый контроль, так как в его процессе ученик осознает сущность и характер деятельности. 2) По месту в процессе обучения можно выделить следующие виды контроля знаний и умений учащихся: текущий (осуществляется в ходе процесса учения школьников); итоговый по теме (тематический); итоговый по курсу обучения. Иногда текущий контроль подразделяют на предварительный (его цель - установить готовность учащихся к изучению нового материала), ежедневный, периодический. Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соот­ветствии с формами обучения: массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной.

Можно указать и конкретные формы, используемые в практике работы школы, которые могут быть отнесены как к массовой, так и к индивидуальной. Это зачет, фронтальный, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты.

Выделяют различные способы контроля знаний и умений школьников: письменный, устный, практический (связан с выполнением раз­личного рода лабораторных и практических работ).

Говоря о средствах контроля знаний и умений, чаще всего имеют в виду задание или несколько заданий, которые предлагаются уча­щимся с целью выявления соответствующих поставленным целям ре­зультатов обучения.

В основу классификации таких средств может быть положена фор­ма ввода ответа на контролирующее задание.

В этом случае выделяются:

- задания свободного выбора ответа и

- тесты (ввод ответа определенным образом ограничивается).

Рассмотрим каждую из этих групп.

Задания свободного выбора предусматривают свободное конструи­рование ответа учащихся. Такие задания в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности учащихся при их выполнении мо­гут быть разделены на вопросы (в основе - деятельность воспроизведения);

задачи (выполнение этих заданий предполагает сформированность действий, составляющих основу деятельности по решению задачи).

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополне­ние, избирательные.

Тесты первого вида представляют собой задания учащимся запол­нить пропуски в предложенном им связном тексте (например, тетрадьс печатной основой).

Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора.

Альтернативный тест - это задание, выполнив которое ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный).

Тест перекрестного выбора (соответствия) представляет собой несколько заданий, после выполнения которых ученик устанавливает соответствие полученных им результатов предполагаемым результа­там, записанным в произвольном порядке (число заданий и число предлагаемых учащимся ответов совпадают).

Что следует иметь в виду учителю, осуществляющему отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся?

Содержание задания должно соответствовать цели контроля (контролируемому результату).

Каждый ученик должен принимать задание однозначно. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их по­мощью получить максимум информации об объекте контроля. Нужно также заметить, что средства контроля целесообразно снабжать инс­трукцией, которая позволила бы любому осуществляющему контроль однозначно оценивать выполнение учеником каждого задания.

Оценка и отметка.

В настоящее время проводится эксперимент по введению 10 – балльной системы оценки: 5, 5-, 4, 4+, 4-, 3+, 3, 3-, 2, 1.

5 выставляется, если материал изложен в полном объёме, предусмотренном программой или учебником, правильно использованы служебные слова, терминология, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов и устойчивые умения и навыки при ответе.

5-, если есть 1 – 2 мелкие погрешности.

4+ - Умение выделять основное, свободное применение знаний на практике в стандартной ситуации, малозначимые и легкоустранимые ошибки.

4 - Знание учебного материала, понимание стандартных вопросов и правильные на них ответы, применение знаний в стандартных ситуациях, ошибки в ответах, которые самостоятельно устраняются учеником при их фиксировании учителем.

4- - Знание учебного материала, затруднение при ответах на стандартные вопросы, применение знаний на практике при дополнительном пояснении ошибки, которая устраняется при разъяснении, неаккуратность.

3+ - Знание учебного материала, неточные ответы на стандартные вопросы, ошибки в устных и письменных ответах.

3 - Неполное знание основного материала, затруднения при ответах на стандартные вопросы, более 3 ошибок, неаккуратность.

3- - Имеются отдельные представления об изучаемом материале, ошибки, включая грубые.

2 - Незнание основной части учебного материала, преобладание грубых ошибок.