12. Дидактика как педагогическая теория обучения. Основные категории дидактики.
Дидактика (от греч. – «поучающий») – это общая теория обучения.
Впервые этот термин применил немецкий педагог Вольфганг Ратке, а теоретически раскрыл его Я. А. Коменский. Дидактика является неотъемлемой частью педагогической науки, изучающей закономерности образования и воспитания в процессе обучения.
Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:
1) установление целей и задач теории;
2) анализ процесса обучения, установление его закономерностей;
3) обоснование принципов и правил обучения;
4) определение содержания и форм организации обучения;
5) разъяснение методов и средств обучения;
6) характеристика материальных средств обучения.
Основой дидактики является общая теория образования, так как основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно–образовательных наук. Кроме того, дидактика самостоятельно исследует проблемы образования, воспитания и обучения. Поэтому ее можно рассматривать не как часть педагогики, а как самостоятельную педагогическую дисциплину.
Основной функцией дидактики остается научное обоснование теории обучения. Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения. Дидактические исследования дают знания о закономерностях связей между различными сторонами данного процесса. В этом заключается научно–теоретическая функция дидактики. Полученные теоретические знания помогают решать проблемы, связанные с обучением, что свидетельствует о нормативно–прикладной функции науки.
Как педагогическая наука дидактика оперирует общими понятиями педагогики, такими как воспитание, педагогическая деятельность, образование, педагогическое знание и иное. При этом, являясь теорией образования и обучения, дидактика имеет и специфические понятия: обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод обучения и др.
Основополагающими категориями дидактики являются категории образования и обучения.
Частные методики преподавания, изучающие конкретные дисциплины, находятся в тесном контакте с дидактикой. Методики берут за основу теоретические наработки дидактики, дидактика, в свою очередь, использует исследования методик в качестве материала для своей работы.
Прослеживается взаимодействие и связь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и пр. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений роднит дидактику с социологией.
Современная дидактика отличается тем, что в ней целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый педагогом, учитываются интересы и потребности учащихся.
Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ
Существуют основные понятия (категории) дидактики: образование, обучение, преподавание, учение, принципы обучения, знания, умения, навыки, формы обучения. Рассмотрим их подробнее.
Образование – организованный, целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков. Объектом интереса исследователей дидактики является образование, полученное в результате обучения и самообразования.
Обучение – процесс активного взаимодействия обучающегося и педагога, формирующий определенные знания, умения, навыки, развивающий психические процессы (мышление, память) и способствующий достижению определенной цели образования. Обучение включает в себя два тесно связанных процесса – преподавание и учение.
Преподавание – процесс деятельности педагога в рамках обучения. Целью данного процесса является передача знаний, умений и навыков учащимся.
Учение – познавательная деятельность учащегося в процессе обучения.
Принципы обучения – основополагающие требования, закономерности обучения. Общедидактические принципы выступают в роли научных норм построения процесса обучения, обеспечивающих его эффективность.
Знания – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека.
Знания бывают эмпирические (приобретенные опытным путем) и теоретические (полученные в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями). Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мо–тивационных и волевых компонентов.
Среди действий человека есть стандартные, повторяющиеся, а есть нестандартные, которые каждый раз надо выполнять не шаблонно, приспосабливаясь к особенностям обстановки.
Умения – способы применения имеющихся знаний и опыта на практике. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно.
Навыки – автоматизированный способ выполнения какого–либо действия, многократно выполнявшегося стандартно в стандартных условиях, и обеспечивающий его высокую эффективность в них. Свойства навыков: энергичность действий, скорость, точность, экономичность, стереотипность и т. д. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.
Форма обучения – способ внешней организации процесса обучения (урок, лекция, семинар, экскурсия и пр.).
Существуют и такие понятия дидактики, как технология обучения (система приемов, способов) и дидактическая система (совокупность методов, средств и процессов, направленных на эффективность процесса образования).
Все дидактические понятия тесно взаимосвязаны, оставаясь при этом самостоятельными элементами дидактической системы.
- Оглавление
- 1. Педагогика – наука о воспитании и образовании. Категориальный аппарат педагогики
- 2 Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- 3. Образование как общественное явление
- 4. Образование как педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса, их содержание и характеристика.
- 5.Личность и ее целостность, структура личности. Развитие и формирование личности. Факторы и движущие силы развития личности.
- 6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности
- 7 Методологические основы педагогической науки.
- 8. Содержание образования. Структура содержания обрзования.
- 9. Принципы и критерии отбора содержания образования
- 10. Государственный образовательный стандарт
- 11. Научное исследование в пеагогике: концептуальные подходы и принципы. Методы и логика педагогического исследования.
- 12. Дидактика как педагогическая теория обучения. Основные категории дидактики.
- 13. Процесс обучения как целостная система. Логика процесса обучения и его структура.
- 14.Научные основы обучения
- 15.Закономерности и принципы обучения
- 16. Функции обучения
- 17. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения. Деятельностная теория обучения
- 18. Современные теории обучения, построенные на базе новых возможностей дидактических Средств.
- 19. Проблема мотивации учения, пути формирования у учащихся познавательной активности.
- 20. Проблема Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Понятие «метод обучения», «прием обучения», классификация и характеристика отдельных форм обучения
- 22. Понятие «форма обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения.
- 23. Урок как основная форма организации обучения
- 24. Характеристика видов обучения в современной школе.
- 25. Средства обучения.
- 26. Контоль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности. Мониторинг качества образования.
- 27 Инновации в образовании.
- 28. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Принципы управления школой. Демократизация управления школой.
- 29. Органы управления образованием
- 30. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
- 31. Управленческая культура руководителя школы.
- 32. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений
- 37. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
- 40. Основные законодательные акты. Документы об образовании. Права и обязанности учащихся и педагогических работников
- 41. Образование за рубежом. Что особенного?
- 42. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования
- 43.Комплексный проект модернизации образования Концепция «новой школы»
- 44. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 45. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.
- 46. Модернизация образования в России.
- 47. Федеральная программа развития образования