logo search
МПИ как новый раздел педагогики

Мпи как новый раздел педагогики.

С введением информатики в качестве обязательного предмета школьной программы в педагогической науке выделилась новая ветвь, которая теперь развивается – методика преподавания информатики (МПИ). МПИ – раздел педагогики, который исследует закономерности обучения информатике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом.

МПИ даёт ответы на 3 вопроса, связанные с обучением:

  1. Зачем обучать информатике?

  2. Что изучать из информатики?

  3. Как обучать информатике?

МПИ является пограничным разделом педагогики, на стыке философии, информатики, математики, физики, логики, + биологии, медицины.

Весь курс можно разделить условно на 3 раздела:

  1. общая МПИ

  2. специальная МПИ

  3. конкретная МПИ

Основное содержание учебного предмета МПИ составляет ответ на вопрос « как обучать информатике?». Ответ на вопрос «что преподавать?» отражён в содержании школьного курса, программах и учебных пособиях.

Связь с психологией.

Прочное усвоение знаний не возможно без целенаправленного развития мышления. Поэтому развитие мышления учащихся – одна из основных задач современного школьного обучения. В психологии мышление определяется как выделение в сознании человека определенных сторон и свойств отображаемого объекта и постановка их в соответствующие отношения с другими объектами с целью получения нового знания.

Два направления педагогической психологии оказывают заметное влияние на методику преподавания: ассоциативно-рефлекторная теория и теория поэтапного формирования умственных действий. Согласно Ассоциативно-рефлекторной теории, в основе психической деятельности, в том числе и процесса усвоения знаний, лежат ассоциации и цепи. Эти ассоциации могут возникать как на основе сходства так и различия предметов и их образов, поэтому определяющим в процессе познания являются такие действия как анализ и синтез. Вначале эти действия хаотичны и бессистемны. Ученики ориентируются не на всю совокупность признаков, а на те, которые на их взгляд оказываются наиболее значимыми. На этом этапе неизбежна ошибки учащихся. На следующем этапе, наоборот, начинает доминировать анализ. И, наконец, на заключительном, третьем этапе устанавливается гармоническое сочетание процессов анализа и синтеза, учащиеся начинают выполнять их безотчетно. Формируется так называемый стереотип, образ-эталон. К сожалению, методика, построенная на основе данной психологической теории, часто неэффективна и даже тормозит процесс усвоения. Неудобство ассоциативно-рефлекторной теории для разработки конкретного преподавания состоит в том, что она не указывает тех механизмов, которые приводят к формированию нужных ассоциаций и могли бы учитываться при управлении процессом обучения. Без этого учебный процесс оказывается стихийным, связан с большим количеством ошибок и потерей времени. И, хотя авторы данного направления доказали, что в некоторых случаях процесс обучения может протекать без таких просчетов, в массовой школе на это надеяться нельзя. Психология должна давать более эффективный инструмент создания знаний. Таким инструментом может явиться теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, согласно которой при формировании принципиально новых знаний процесс усвоения всякий раз должен проходить следующие этапы:

  1. Создание мотивации.

  2. Разъяснение или выделение схемы ориентировочной основы действия (схема ООД).

  3. Формирование действия в материальной или материализированной форме.

  4. Формирование действия в громкой речи.

  5. Формирование действия во внешней речи про себя.

  6. Формирование действия в умственном, внутреннем плане.

Создание мотивации – есть убеждение учащихся в необходимости усвоения нового действия путем показа его значимости или путем формирования интереса к тому материалу, над которым осуществляется это действие, или к самому действию.

Схема ООД – основной инструмент, с помощью которого учащиеся выполняют действие. Это система ориентиров, фиксирующая набор операций и последовательность, приводящую к решению того класса задач, на которые направлено формируемое действие («разметка действия по шагам»). Она может представлена в виде текста, дерева алгоритма, рисунка, схемы и т.п.

Этап формирования действия в материальной или материализированной форме – первый практический этап, когда ученики сами начинают выполнять действие (заполнение пропусков, ответы на вопросы, и т .д.).

Формирование действия во внешней речи идет молча при выполнении заданий.

На 6 этапе действие сворачивается и обобщается. (проверка).

На смену учителю – носителю информации – должен прийти учитель-методист, способный помочь детям овладеть методикой усвоения учебного материала. Очевидно, что новый виток в развитии общества связан с индивидуализацией труда и превращением его в свободную творческую деятельность, с гуманизацией и демократизацией всех сторон общественной жизни, и прежде всего в системе просвещения. Важнейшей проблемой образования становится развитие индивидуальных способностей детей. Именно на это, а не на расширение объема знаний и должна в первую очередь быть направлена деятельность учителя-предметника.