logo search
Музыкальное образование в школе Шкаляр

§ 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность

Каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития восприятия музыки школьниками и вносит в ее решение что-то новое, ранее не известное. Неизменным остается желание ; связать эту проблему с традициями отечественного музыкального • образования, всегда уделявшего особое внимание хоровому пению как активной форме восприятия, приобщения детей к художественно-нравственным ценностям.

Если обратиться к прошлому, то нетрудно заметить, что хоровое (церковное) пение выполняло, прежде всего, религиозно-нравственную функцию. После 1917 г., и особенно в 30-е годы, хоровое пение оказалось в центре внимания музыкальной общественности. В связи с этим вопросы, связанные с обучением хоровому пению, стали играть доминирующую роль в идеологическом воспитании школьников. Хоровое пение явилось основой музыкаль­ного воспитания.

Вместе с тем, начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты- педагоги (Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, В. Г. Каратыгин, Н. М. Ко- вин, А.А. Шеншин и позднее — В.Н.Шацкая, О.А.Апраксина, II. Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение при­давали развитию восприятия музыки детьми. Уже в первых школь­ных программах (например, в программе «Музыка (пение) в Еди­ной трудовой школе» 1921 г.) достаточно гармонично решался вопрос о единстве исполнения (хорового пения), слушания му­зыки и музыкального творчества детей, ставилась задача «дать учащимся умение сознательно слушать, понимать и творить му­зыку и умение самим участвовать в совместном хоровом испол­нении музыки» [1, с. 29]. В программе говорилось о том, что слу­шание музыки применялось в школе лишь по личному почину отдельных преподавателей, а чтобы дети сблизились с музыкой, полюбили ее и ознакомились с ее языком, они должны прежде всего ее услышать. Следовательно, слушанию музыки должно быть отведено место на всех ступенях обучения музыке в Единой тру­довой школе. Одновременно признавалось значение музыкального творчества: «Творчество для ребенка проще и легче знаний, и без /того простого умения — не искусно, а как кто может, говорить на музыкальном языке — музыка не может стать по-настоящему родным, своим языком» [1, с. 32]. По сути, речь шла о развитии восприятия музыки детьми в единстве исполнения, слушания и творчества.

Методы интонационного анализа, разрабатываемые сегодня, во многом перекликаются с методами и приемами, которые про­возглашались еще в 20-е годы. А. А. Шеншин писал о том, что практические приемы вовлечения аудитории в живую беседу рождают­ся на месте, важно хорошо знать свой класс и чутко прислуши­ваться к его настроению. Отсюда программы уроков должны быть, с одной стороны, очень яркими, с другой — очень гибкими. «Пер­вая задача, — по мнению А. А. Шеншина, — заставить учащегося вслушаться в самого себя, в то, как произведение звучит в нем, а не только вне его, и осознать это непосредственное ощущение, связать динамику внешнего звукового движения с динамикой дви­жений психических... Преподаватель ни в коем случае не должен навязывать слушателям своих образов, своего толкования, не дол­жен ни отвлекать, ни направлять никуда их внимания, предоста­вив их целиком самой музыке: поэтому не нужно не только каких- либо вступительных пояснений, но даже названия произведений правильно сообщать после прослушания и беседы. Крайне осто­рожно нужно прибегать и к наводящим вопросам, поскольку они до известной степени лишают самостоятельности отвечающих. Преподаватель должен вызвать на разговор аудиторию не словами, а музыкой» [2, с. 15].

Идея о том, что с детьми надо разговаривать музыкой, не по­давляя их стремление самим разобраться в художественном произ­ведении, находит свое развитие в современной практике. Однако к 30-м годам восприятие как сфера художественно-творческой дея­тельности учащихся уходит из поля зрения педагогов. Постепенно главенствующее место в уроке музыки стало занимать хоровое пе­ние, связанное, прежде всего, с формированием вокально-хоро­вых навыков. Слушание музыки, направленное на развитие вос­приятия, превратилось в один из разделов программы, освоение которого занимало минимальную часть времени на уроке. Вместе с тем, очевидно, что проблема развития восприятия значительно шире. Ее решение возможно лишь в гармоничном единстве всех форм музыкальной деятельности на уроке, которые, в свою оче­редь, не могут состояться и быть полноценными вне восприятия- переживания, восприятия-мышления (в таком качестве «восприя­тие музыки» никак не может отождествляться только со «слуша­нием»).

Отождествление «восприятия» со «слушанием» музыки ведет к формализации урока. В этом отношении показательны постоянно меняющиеся названия предмета: «Пение (музыка)» — 1918—1919 гг.; «Пение и музыка» — 1920, 1922, 1935, 1945, 1947 г. и др.; «Музыка (пение)» — 1923; «Музыка и пение» — 1938—41 гг.; «Пение» — 1959, 1960, .., «Музыка» - 1921, 1927-29, 1932, 1943, 1965, ... г. Разделение музыкального искусства в программах обучения на му­зыку и пение связано с давней традицией. А. Б. Гольденвейзер счи­тал это противопоставление классическим, «весьма знаменатель­ным и отнюдь не случайным»: «Если в XVI—XVII веках певцы были лучшими музыкантами, то с развитием итальянского опер­ного пения музыкальная культура певцов резко упала... вырабо­тался общераспространенный тип певца, нередко с прекрасными голосовыми качествами и музыкально одаренного от природы, но в музыке совершенно невежественного... В русских консерваториях дореволюционного времени существовал сокращенный учебный план для певцов, знания которых были не только качественно, но и количественно на весьма невысоком уровне» [3, с. 34]. А. Б. Гольденвейзер в 30-е годы писал о том, что музыкальное образование в школе ограничивается сплошь и рядом лишь хоровым пением, и, тем не менее, его образцовой постановкой школы похвастаться не могут. Возникало несоответствие между задачами певческого воспитания и музыкально-эстетического образования, поскольку первое не могло охватить всего того многообразия художествен­ных явлений, которое свойственно музыкальному искусству в целом. Это отрицательно сказывалось на самом хоровом пении. Многие выдающиеся деятели музыкальной культуры (К. Б. Птица, Л. В. Свешников и др.) отмечали невысокий уровень певческой культуры школьников.

В 1965 г. появилась программа «Музыка» — проект, разработан­ный под руководством О. А. Апраксиной, в котором была пред­принята попытка обосновать целостный подход к уроку музыки. (). А. Апраксина писала, что правильно организованным процес­сом музыкального воспитания является такой процесс, в который входит воспитание эстетического отношения к музыке через вос­питание навыков эстетического восприятия ее. Она называла три причины неудовлетворительного состояния музыкального воспитания. Это — несовершенство программ, неразработанность мето­дов и недостаточная подготовка учителя. О. А. Апраксина подчер­кивала, что ни обучение музыкальным навыкам, ни приобретение знаний в музыкальной области не должны рассматриваться как самоцель: «только тогда, когда все поиски, усилия и достижения будут вливаться в единое русло — в единую систему, можно ожи­дать улучшения работы, как в школе, так и во внешкольных уч­реждениях. Объединение же всех звеньев возможно лишь на еди­ном понимании цели не в ее общем виде (достаточно стабиль­ном), а в конкретном преломлении при решении любой самой частной задачи» [4, с. 8]. «Достиг или не достиг учитель поставлен­ной цели, — пишет О. А. Апраксина, — определяется не тем, зна­ют ли дети, где записывается на нотном стане та или другая нота и могут ли они назвать оперы, написанные тем или другим компо­зитором. Главное в том, чтобы они знали музыку этих опер, полю­били ее, чтобы в их повседневный быт вошла подлинно художе­ственная песня и инструментальная музыка» [4, с. 21]. То есть улуч­шение работы О.А.Апраксина, прежде всего, связывала с разви­тием художественного потенциала ребенка, способности воспри­нимать музыку. Однако практическое решение этой задачи сдер­живалось организацией урока по видам деятельности, содержа­тельным наполнением программы по-прежнему оставались отдельные виды деятельности.

Появившаяся в 1973 г. музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского фактически была ответом на поставленные вре­менем вопросы. Вслед за ведущими деятелями музыкального вос­питания школьников, он выдвигает принципиальную установку на то, что музыкальные занятия должны решать, прежде всего, задачи эстетического развития детей, и что успехи в хоровом обу­чении и в эстетическом воспитании — это нечто разное. В связи с этим прозвучал призыв отказаться от противопоставления «музы­ки» и «пения». Впервые развитию восприятия было придано зна­чение основы музыкальной деятельности. Постижение любого музыкального произведения на уроке оказалось связанным с решени­ем общей цели, сверхзадачи — «музыка и жизнь», — воспитанием музыкальной культуры учащихся в целом. Перед учителем были поставлены новые задачи — научить детей воспринимать музыку, л значит, понимать ее, размышлять о ней, не просто слушать, а слышать, быть активным, деятельным по отношению к ней.

В психологии термин «восприятие» трактуется как деятельность которая определяется мотивом, а конкретные его проявления (дей­ствия, операции) обусловлены целью и условиями их осуществ­ления (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Именно в русле такой трак­товки программа Д. Б. Кабалевского предполагает, что любая из форм музыкальной активности детей направлена на развитие восприятия музыки в ее жизненных связях и отношениях. Урок в этом случае, не распадаясь на отдельные разделы, виды деятельности (но вместе с тем и не избегая их), выстраивается в иной логике, приобретая целостность. Однако, оценивая программу, многие музыканты-педагоги сочли, что в ней принижено значение хорового пения, и ориентирована она лишь на слушание музыки.

Между тем Д. Б. Кабалевский неоднократно раскрывал свое отношение к хоровому пению как прекрасному искусству и не раз подчеркивал, что урок музыки не может обойтись без пения, но независимо от того, в какой форме дети общаются с музыкой, . перед ними всегда должны стоять художественно-содержательные цели. «Если не задать художественного образа, технически будет трудно исполнить, — говорил Д. Б. Кабалевский после одного из уроков в третьем классе, на котором ребята пели и арию Сусани­на, и хор «Вставайте, люди русские», и песню «Наш край», и «Воронежские частушки», — если будет художественная задача, если будет ясно, что такое фраза, кульминация, — ребята будут осознанно петь. Появляется новое качество — музыкальность. Д. Б. Кабалевский считал, что на уроке не должно быть вокальной тренировки как самоцели. Естественно, исполнение требует вла­дения определенными навыками, однако, если оно не будет пред­ставлять собой художественно-творческий процесс, то любой на­вык теряет смысл. По его мнению, исполнение может быть либо художественным (и тогда, даже несмотря на возможные технические шероховатости, оно воспринимается с интересом), либо ремесленническим (и тогда, несмотря на техническую грамотность, оно может оказаться маловыразительным, скучным). Отсюда Д. Б. Кабалевский делает вывод: количество времени на пение не решает все вопросы. Дети и поют, и слушают, и играют в ансамбле : с учителем, открывая для себя смысл музыки в целом. Д. Б. Кабалевский не раз отмечал, что раньше 45 минут урока целиком отда­вались пению, теперь якобы перестали петь, только слушают. Из этого делают «изящные» выводы: сейчас ребята будут петь хуже,

­потому что поют меньше, а занятия приведут к падению хоровой культуры, что в любом конкретном музыкальном явлении учащиеся узнают нечто общее, присущее всем художественным сочинеииям. «10 минут, которые ребята пели на уроке, — говорил Д. Б. Ка­балевский, — идут на развитие той общей музыкальной культуры, вторая приведет к «повышению» хоровой культуры».

Качество исполнения становится показателем уровня развития восприятия. Не случайно выдающиеся педагоги-музыканты прошлого и настоящего видели в восприятии основу профессиональной подготовки исполнителей. Великая А. В. Нежданова говорила, что ис­кусство пения является искусством слышания. Е. В. Назайкинский писал: «Слушателю... в принципе нет дела до технических ухищрений. Его волнует сама возможность волноваться, переживать, а если этого нет, то он вправе считать музыку несостоявшейся».

В этом случае и простейшая попевка (которая может выполнять функцию распевания), и любая песня или фрагменты симфонии, концерта, оперы, кантаты, сочинение отечественного или зару­бежного композитора поворачиваются к учащимся в своей прин­ципиальной родственности. Лучшим подарком Д. Б. Кабалевскому мосле одного из уроков (на котором дети пели, читали ноты, иг­рали с учителем в четыре руки, рассуждали и пр.) был ответ на вопрос: «чем вы занимались на уроке?». Ученики не перечисляли все многообразные виды работы и музыкальные сочинения, с которы­ми они познакомились, а ответили, что занимались «музыкой».

В этом случае сущность творческой активности определяется восприятием как интегративной деятельностью, которая осуществляется в различных действиях: в вокально-хоровом, пластичес­ком интонировании1, в графической записи, в линии, цвете, в совместной игре в четыре руки вместе с педагогом — пронизывает псе виды, все способы общения ребенка с музыкой. В таком каче­стве восприятие отвечает музыке как целостному, художественно­му явлению, существующему во множестве конкретных сочине­ний, и определяется интонационно-образным содержанием пред­лагаемых сочинений. Слышать интонационно-образно — значит «открыть» человека в музыке.

Музыкальный язык, или музыкальная речь

До тех пор, пока педагог термин «восприятие» трактует исклю­чительно как слушание музыки, оно будет оставаться музыкаль-

Термин «пластическое интонирование» введен Т. Е. Вендровой в ее исследовании «Интонационное учение Б.Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы». — М., 1981.

но-пассивным процессом, ибо действие воспринимания напраляется, как правило, на решение учебной задачи, отвечающей аналитико-познавательной цели (дети учатся распознавать «сред­ства музыкальной выразительности» — элементы музыкальною языка) и оказывается лишенным мотива, лежащего в самом со держании воспринимаемого.

Мотив деятельности зависит от самой музыки, отношения к ней ребенка. Формирование мотива обусловлено постижением ху­дожественного замысла, художественной идеи произведения (от кристаллизации их в представлении композитора, воплощения и исполнительской деятельности до восприятия-слушания непосредственно возникающего художественного результата). Процесс вос­приятия как деятельность оказывается единым для всех форм и видов общения ребенка с музыкой. В поисках способов, методов развития восприятия, адекватных природе музыкального искусст­ва, ключевыми становятся мысль о восприятии как мышлении; утверждение, что операции познания (анализ и синтез, усвоение главного, сравнение, сочетание, активное исследование и др.), называемые мышлением, представляют собой важные составляю­щие самого восприятия. Данное утверждение является общезначи­мым для всех видов искусства, в полной мере оно справедливо и для музыкально-слухового восприятия, восприятия-наблюдения.

Музыкальный художественный образ не является понятием, он интонируется. Явление интонации связывает воедино и творчество (сочинение), и интерпретацию (исполнение) произведения, и его слышание-понимание (восприятие). «За интонацией спрятан жи­вой человек» — это меткое выражение В. В. Медушевского стано­вится ключом как к восприятию детьми конкретного музыкально­го образа, так и к восприятию стиля композитора, начиная с пер­вых уроков начальной школы. Музыкальное сочинение предстает живым отражением сознания творца и потому требует такого же живого, мыслящего ценителя, исполнителя. Восприятие постоян­но углубляется в процессе эмоционально-образного мышления (непереводимого на язык логических понятий). В этом проявляется общность творческого процесса и процесса восприятия, педагоги­ческое преломление тезиса Б. В. Асафьева — «Музыка — искусст­во интонируемого смысла», — определяющего единый путь музы­кально-творческого процесса композитора — исполнителя — слу­шателя.

Все формы общения с музыкой обретают единую направлен­ность на развитие музыкальной культуры школьников — их музы­кальной грамотности, уровень которой не находится в прямой за­висимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. «Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусстВО, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоцио­нально, отличая в ней хорошее от плохого; это способность на Слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения; это спо­собность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы» [5, с. 42]. Решение проблем, обеспечиваю­щее воспитание музыкальной грамотности — музыкальной куль­туры учащихся, — впрямую связано с интонационным подходом.

Интонационный подход способствует разрешению противоре­чий, возникающих в школьной практике. Одно из них связано с тем, что знания, умения, навыки осваиваются в некоей последовательности, логической схеме, этапности. В то время как овладе­ние опытом музыкально-творческой деятельности является целостным, интегративным процессом и происходит в единстве множе­ства направлений. Педагогически нецелесообразно сначала воспи­тывать «телесный музыкальный алфавит», а потом «наполнять» его духовным смыслом, так же как нецелесообразно выучивать сначала нотный текст, а затем «играть или петь с оттенками», де­лая его «выразительным». Весь смысл музыкальной педагогики зак­лючается в том, что уточнять детали текста можно, только охваты­вая целое (иначе деталь занимает место целого).

«Наши восприятия осмысленны..., — писал Л. С. Выготский. — Понимание вещи, название предмета дано вместе с его восприя­тием, и... само восприятие отдельных объективных сторон этого предмета находится в зависимости от того значения, от того смысла, которым сопровождается восприятие» [6, с. 372]. Суть инновацион­ного подхода Д. Б. Кабалевского к восприятию заключается в орга­низации на занятиях практических действий не с элементами му­зыкального языка (не формирование знаний этих элементов и уме­ний их распознавать), а с музыкальной, художественной речью, выраженной в музыкальной форме в целом как процессе развер­тывания содержания (формирование опыта творческой деятель­ности). Б. В.Асафьев писал, что какую бы ни взять музыку — она всегда интонационная система и в усвоении ее всегда присутству­ет интеллектуальный момент: она постигается через форму. Форма в музыке вовсе не означает абстрактных схем, а является конкрет­ным выражением композиторского мышления.

Здесь необходимо остановиться на различии понятий «музы­кальный язык» и «музыкальная речь». Это несовпадение принци­пиально важно при развитии музыкально-эстетического воспри­ятия на основе интонационного подхода, при котором главным является формирование отношения к художественному произве­дению. Д. Б. Кабалевский подчеркивал, что в музыке окончательное решение и определение значения принадлежит отношениям элементов и их функциональной зависимости, а не отдельно вы хваченным кускам материала. Но еще Гете считал, что массовому сознанию гораздо легче воспринять «что», а не «как». Первое мож­но воспринять по частям, а для второго нужны труд и известные навыки. И единственный путь для восприятия художественных форм — произведения как единого целого — воспитание особо и чуткости, вырабатываемой в себе личностным общением с ис­кусством.

Одно дело — установка на определение каких-либо элементов музыкального языка (средств музыкальной выразительности), когда произведение рассматривается как готовая вещь, которую мож­но узнать при помощи объяснения аналитической формы музы­ки, того, как композитор работал с материалом. (При этом глав­ной является позиция учителя — он занимает господствующее положение.) Другое дело, установка на личностную интерпрета­цию, когда произведение искусства рассматривается как «парти­тура», которую каждый «проигрывает», «прочитывает» самосто­ятельно.

В этом случае внимание направлено на интонационную форму музыки. Сочинение композитора, его творение оказывается вклю­ченным в сферу интонационной субъективности, личностных пе­реживаний воспринимающего человека. Предметом восприятия ни уроках музыки становится музыкальная форма в единстве ее инто­национной и аналитической сторон, процессуальной и «окристаллизовавшейся». Понимание, возникающее (рождающееся) при установке на личностную интерпретацию, несводимо к знанию. Значительно важнее сопереживание, сотворчество ребенка, раз­мышления, формирующие его особенное отношение к художе­ственному произведению, к искусству в целом.

Вспомним замечание Б. В. Асафьева: «Примат содержания в му­зыке для меня всегда существовал. Но я привык слышать то со­держание в музыкальном произведении, какое оформлено ком­позитором, а не «слушать симфонию» под предуказанное ей из­вне мнение... Я имею в виду мнения о содержании, выдаваемые за принципы и нормы оценок, но вовсе не предубежден против остроумных и тонких наблюдений, мыслей и мнений, которые «под музыку» возникают у каждого из нас, слушателей, и кото­рые вызываются всегда любым произведением любого из искусств» [9, с. 166].

Ученый поясняет, что услышать — значит «приучать слух к ус­воению музыки как процесса интонирования, как живой речи, обращенной к слушателю», значит слышать мысль композитора и возможности ее раскрытия, осознавать и разделять вместе с други­ми различные эмоциональные состояния и оттенки душевности и человечности. Сходные мысли высказывает и другой крупнейший музыкант и педагог нашего времени — Л. Бернстайн, который считает, что услышать — значит вступить в диалог с композитором, как бы ответить на его вопросы, звучащие в самой музыке: «Слу­чилось это когда-нибудь с вами? Испытывали ли вы тот же самый настрой, то же самое внутреннее движение, шок, напряжение, разрядку?» Эти два высказывания пронизывает одна общая идея о сути музыкального общения как общения психологического, об­ращенного к внутреннему миру каждого воспринимающего искусство. Из суммы знаний не сложится понимание художественного произведения.

В связи со сказанным обратимся еще раз к пьесе Э. Грига «Шествие гомов» («Шествие троллей» — «Troll tog»), о которой говорилось в главе «Методы музыкального образования». Надо ли предварять слушание пьесы красочным, образным вступительным словом? Может быть, достаточно вопроса, нацеливающего на восприятие содержательной формы? Можно предложить детям прослушать ее, не зная названия, и подумать, о ком или о чем рассказывает музыка, какое состояние при знакомстве с ней возникает.

Звучит первая часть. Дети отмечают таинственность, настороженность звучания и вместе с тем его собранность, напористость; представляют возможных действующих лиц, как правило, связанных с движением ка­ких-либо сказочных существ, дают свое название. По сути, они осмыс­ливают единство выразительного и изобразительного начала музыки са­мостоятельно, она обретает личностный смысл, становится значимой для них.

Учитель акцентирует внимание на том общем, что присутствует прак­тически во всех ответах детей (связанных с теми или иными сказочными персонажами) — ощущение движения, энергии; просит передать харак­тер этого движения. Учащиеся подчеркивают пульсацию музыки, что позволяет им ярче пережить заложенное в ней эмоциональное состояние.

Пластическое интонирование и развитие восприятия музыки

Интонационное постижение музыки сопоставимо с действен­ным анализом в системе К. С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актера. Первая ступень восприятия музыкального образа ребенком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Учащиеся не путем вербализации, а через активное действие с образом, вокальное, пластическое интониро­вание музыки проходят путь от себя к образу и от образа к себе, как бы задавая ему вопросы.

В психологии в чувстве различают три момента протекания эмо­ции: восприятие какого-либо предмета или события или представ­ление о нем (А), вызываемое этим чувство (В) и телесные выражения этого чувства (С). В психологии искусства внешнее выражение того или иного чувства вызывает само это чувство (А-С-В). Это хорошо знают актеры, когда та или иная поза, интонация или жест вызывают в них сильную эмоцию. Проигрывание интонации телом, вокальное «подстраивание» к интонационной выразительности музыкального образа позволяет ощутить многообразие оттенков интонации, способствует выявлению его смысловой определенности. И на начальном этапе обучения оказывается достаточно владения родным языком (вне использования специальной музыкальной терминологии) для того, чтобы описать выразительность жеста, прощупывающего интонацию, а тем самым и саму музыкальную интонацию — ее смысл.

Раскрывая специфику музыки, Б. В. Асафьев подчеркивал, что музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тела человеческого. Любой Я музыкально-пластический знак или интонация — это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца... Интонации, ориентированные на музыкально-речевой опыт, схватываются реальным или свернутым мысленным... со-интонированием. На пластические знаки, кодирующие жест, слушатель откликается сочувственными пантомимическим движением» (В. В. Медушевский). «Простым жестом — взмахом руки, — пишет Г. Г. Нейгауз, — можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами» [11, с. 47].

На то, чтобы лучше познать себя и других, вступить в диалог с композитором, стать участником интерпретации, а следовательно глубже понять замысел автора, направлены все формы общения с : музыкой. Так, вокализация детьми практически всех мелодий, с которыми они встречаются на уроке, пластическое интонирование, «дирижирование», движения, жесты, мимика детей, выражающие Я ощущение звучащей музыки, отношение к ней, являются отражением слышимой ими интонации в широком смысле слова.

Воспроизведение художественного образа в пении, пластике, умение выдерживать определенную скорость движения, переключаясь из одного темпоритма в другой, возбуждает и развивает эмоциональную память, чувство детей. Все это способствует созданию действительной гармонии и согласия между бессознательным и сознательным ребенка. В бессознательное, которое Э. Жак-Далькроз называл «источником, дающим живительные силы», нужной внести порядок, а это может сделать только сознательное «Я». В этом плане движение служит как бы посредником между подсознательным ощущением и осознанным восприятием. Интонирующее движение-жест интегрирует в себе различные музыкальные элементы (характер звуковедения и направление движения мелодии, силу и скорость звучания, гармонические и тембровые краски др.) и тем самым отражает внутреннее ощущение (представление) музыки, ее интуитивное понимание. Дети помнят гораздо ярче именно те пьесы, которые слушают-исполняют с помощью дви­жения («метод музыкальных зеркал», по определению В. Коэн). Возвращаясь к соответствующим движениям, они вспоминают мелодии, могут их напевать, описывают особенности пьесы. Спо­собность воспринимать и осознавать воспринятое оказывается у детей на значительно более высоком уровне, если они для своего ощущения музыки находят двигательные аналоги.

Такой подход к музыкально-ритмическому движению, пласти­ческому интонированию, к хоровому пению, вокализации позволяет рассматривать их не как обособленные виды деятельности, а как способы более глубокого погружения в музыку и переживания се образного содержания — формирования опыта творческой дея­тельности в целом. Благодаря им существенно обогащается мето­дика развития музыкального восприятия школьников, которая дает Значительный общеразвивающий эффект. Речь идет о воспитании у детей таких качеств, как внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, память и др. В связи с этим каждый ученик сможет Выразить смену эмоциональных напряжений и разрешений, их динамику, изменение оттенков, сложность ритмических рисун­ков, насыщенность гармонии — то есть постичь логику эмоцио­нально-образного содержания музыкального произведения. Такое восприятие можно назвать восприятием-переживанием, восприятием мышлением, в процессе которого ребенок, через активные формы музицирования — разные формы исполнительской интер­претации, открывает личностный смысл.

Так, по словам В. В. Медушевского, утончается интонацион­ный слух и обретает гибкость интонационное мышление. При этом легко понять субъективный характер чувства, обусловленный ин­тонационным (в различных его значениях) опытом человека. Знать и искусстве, по мысли К. С. Станиславского, означает уметь. Зна­ния в искусстве можно трактовать как опыт эмоционально-оценоч­ного отношения к миру, умение погружаться в произведение искусст­ва, исполнительски интерпретировать его. Б. М. Теплов писал, что музыка дает возможность пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, заставляет ребенка внутрен­не стать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуа­ции и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция.

Таким образом, проблема развития восприятия теснейшим об­разом связана с отношением к знанию. В педагогическом лексико­не постоянно присутствует термин «знание», но использование его бывает различно. В музыкально-педагогической практике рас­пространено отношение к нему как к формализованному элемен­ту, понимаемому в узко прикладном значении (освоение различных понятий и терминов). Вместе с тем свое развитие получила точка зрения, согласно которой знание рассматривается в связи со специфическими особенностями музыкального искусства и широком жизненно-художественном контексте — «разуметь, по­стигать, понимать».

Иначе говоря, знание как точность формулировок или знание как чувство музыки, ощущение ее закономерностей, с позиций которых происходит осмысление художественного произведения, личностная его трактовка, когда каждый имеет право выразит свое собственное отношение. Первое предполагает точность, однозначность ответов, суждений учащихся, второе — смысл, пони мание данного явления учащимися, направление мысли детей, форма выражения которых может быть самой различной.

Одно дело — формирование звуковысотных представлений, ког­да специальной задачей ставится, например, освоение какого-либо интервала (пропеть, определить на слух, построить от того или иного звука, знать количество тонов или полутонов: 1/2 тона - малая секунда). Другое дело, когда учащиеся проникают в смысл интонации, например, интонация жалобы, стона, плача, звуки рядом, нисходящая интонация, интервал секунда. В любом случае знание в общепринятом смысле как знание теоретическое (в данном случае знание интервала м. 2) формируется, но музыкально-слуховые представления при этом принципиально различны. Во втором случае они богаче, значимее сугубо теоретического понятия интервала секунды. Они включают в себя осознание эмоционального переживания, выразительности образа. Звуковысотные представления встраиваются в представления интонационно-образные, анализ основан на параллельном освоении звукового и смыслового плана. Внимание младших школьников к интонационной форме, в которой смыкается жизненный и специфически музыкальный опыт, способствует развитию целостности и дифференцированности слышания в их одновременности.

Это — собственно интонационное постижение музыки, которое обусловлено восприятием целого и может проявляться в любом разделе урока, будь то хоровое пение, освоение нотной грамоты и др. Оно определяет работу над произведением, предлагаемым как для слушания, так и для вокально-хорового исполнения. Музыкальная активность детей при неоднократном возвращении к произведению (его прослушивание в различных звучаниях, трактовках, пропевание отдельных интонаций в их взаимодействии, обращение к нотной записи) становится важнейшим условием продуктивности непроизвольного запоминания, его прочности, способствует глубине понимания художественного образа. Остановимся на примере развития восприятия в процессе хорового разучивания произведения.

Хоровое пение и развитие восприятия музыки

Известно, что масштабы построений в инструментальной му­зыке обусловлены речевым опытом. У школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это, с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой стороны, помогает осознать единство слова и мелодии в музыке вокальной. С позиций интонационного подхода возможно разучивание вокального произведения без предварительного по­каза. Детям предлагается в опоре на поэтический текст как бы со­чинить песню, романс, приближая мелодию речи к музыкальной мелодии. Например, выразительно, нараспев произносимые слова «Благословляю вас, леса, долины, реки, горы...» (А.К.Толстой) естественно преобразуются в торжественную, напевную мелодию романса П. И. Чайковского, а слова «Радуйся, Росско земле» — в празднично звучащий кант. По мере приближения речевой мело­дики (звуковысотной линии произносимых строк) к вокальному шучанию формируются и соответствующие певческие навыки (кан­тилены, ровности звучания, мягкой атаки в первом случае и на­сыщенного, несколько маркатированного звучания, активной по­дачи звука, дикционной ясности и др. — во втором случае).

Возможен и другой вариант. После прослушивания вокального произведения, не зная его названия, слов, сразу начать петь мело­дию как вокализ, стремясь передать своим голосом ее эмоцио­нальный характер. В этом случае детям предлагается подумать, о чем могла быть такая мелодия, подобрать слова, которыми можно обозначить ее эмоционально-образное содержание, попытаться интонационно выразить его в стихотворной форме. Проиллюстри­руем сказанное примером работы над кантом «Радуйся, Росско земле!»

Учитель играет на инструменте один куплет и предлагает определить жанр, характер музыки, русская или зарубежная, в наше время или давно сочиненная, кто и в какой момент может ее исполнять. Чтобы точнее ответить на эти вопросы, несомненно, не один раз надо услышать и про­петь мелодию, выучить ее.

Дети сами, исходя из характера музыки, предлагают петь на слоги, напоминающие фанфарный зов трубы, дробь барабанного боя, например: «та», «да», «там-па-па-па-па» и др. Тем самым в образной форме осуще­ствляется работа над дыханием, активной подачей звука, четкой артику­ляцией и др.

Многократное исполнение мелодии позволяет учащимся самостоятель­но прийти к выводу, что это — торжественная песня, старинный марш, шествие, который возможно исполнялся при встрече русских воинов после их победы над врагом или самими воинами. После этого детям предлага­ется «сочинить слова» к этой мелодии. Основная идея, даже отдельные слова подсказываются самой музыкой и обретают законченный вид, благодаря совместному коллективному творчеству в диалоге с учителем и музыкой.

­

Цель этого задания — передать в словах все грани музыкального образа, которые они услышали в звучании. Поэтому важно но столько сочинить стихотворение по всем поэтическим законам, сколько, отметив различные грани, организовать их ритмом мело­дии. Например:

Мы идем с победой. (2 раза)

Родина, встречай нас. (2 раза)

Защитили мы страну, (2 раза)

Родину родную.

Мы вам несем победу. (2раза)

Радуйтесь и веселитесь. (2раза)

Славься, славься, наш народ (2 раза)

И земля родная!

Многое в этом задании определяется контекстом уроков. Разу­чивание канта осуществлялось при одновременном знакомстве учащихся с фрагментами оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Интуитивное установление интонационных связей произведений не могло не наложить отпечатка на содержание сочиняемых деть­ми слов1. На последующих уроках ребята будут разучивать настоя­щие слова, поэтому слова, сочиненные ими самими, учителю важно сохранить лишь для сравнения с первоисточником.

В традиционной практике хорового пения на уроке музыки формирование вокально-хоровых, певческих навыков нередко ста­новится самоцелью, выдвигается в качестве основной учебной задачи. В методических рекомендациях прослеживается заданность, регламентированность в работе над навыками. Предусматривает­ся «обязательная последовательность» этапов в процессе разучи­вания песни: создание «целостного образа песни в сознании уча­щихся еще до разучивания», «показательное» исполнение песни учителем, разучивание словесного текста, затем отдельных фраз мелодии. Дается установка на то, что нельзя заниматься нюанса­ми, если хор поет фальшиво и др. В этом случае учащиеся приоб­ретают исключительно учебно-технологический опыт, так как принципиально важные положения о подчиненности техничес­кой работы художественно-исполнительским задачам остаются декларированными. А отдельная конкретная интерпретация про­изведения отождествляется учителем, а вслед за ним и учащими­ся, с замыслом композитора. В услышанном, а затем разучивае­мом хоровом произведении они видят «единственно возможное», «эталонное» прочтение данной музыки. Тем самым нарушается специфика музыкальной деятельности как деятельности художе­ственной. Ее результатом не может быть единственно верный ва­риант сочинения, исполнения или слушания.

Возможно правильное или неправильное воспроизведение ана­литической формы музыки (звуковысотности, метроритма), но некорректно говорить о правильной или неправильной трактовке произведения: интонационная форма музыки может интерпрети­роваться по-разному у разных исполнителей. Также нецелесооб­разны выражения «верно» или «неверно» по отношению к пони­манию художественного произведения.

________________

Пример взят из методики к программе «К вершинам музыкального искусства» (Авторы М. С. Красильникова, Е.Д. Критская, А. В. Заруба).

Понимание, как и исполнение, у каждого личностно и потому — своеобразно. Отдельно взятое исполнение — всего лишь одна из возможных трактовок, а само произведение (особенно, если это произведение высокохудожественное) — неисчерпаемый ис­точник множественности разных исполнительских и слушательских трактовок1. Вместе с тем в ряде рекомендаций целью являет­ся «выработка навыков воспроизведения», «правильного и твор­ческого исполнения», считается, что «борьба за освоение произведения и радость победы после преодоления трудностей и оши­бок» способствует укреплению интереса к разучиваемому произведению.

Подобная система работы ведет к тому, что у детей утрачивается целостный образ сочинения, а отсюда — и интерес к песне. В то же время внимание к смыслу в опоре на образ, выраженный и стихах и мелодии, прощупывание его различными трактовками, переинтонирование мелодии ведут к личностно-осознанному восприятию и выбору наиболее целесообразного исполнения художе­ственного образа.

Элементарное музицирование и развитие восприятия музыки

Концепция Д. Б. Кабалевского, продолжая традиции русской просветительской школы, идущей от А. Н. Серова, В. В. Стасова, Б. В.Асафьева, Б.Л.Яворского, и поставив во главу угла целостный подход к музыкально-образовательному процессу школьни­ков, не исключает обращения к лучшим достижениям европей­ской музыкально-педагогической мысли. Оно имеет давние тради­ции в России. Достаточно вспомнить усилия советских педагогов, методистов (Н. Г. Александрова, Н. И. Егина, Е. В. Конорова, М. А. Румер, Н. П. Збруева, Л. Виноградова, Л. Г. Дмитриева и др.), предпринимавшиеся в различные годы, по внедрению в практику музыкального воспитания школьников идей Э. Жак-Далькроза, 3. Кодая, К. Орфа, П. ван Хауве,

Среди объективных причин обращения к указанным системам, в частности, к проблеме элементарного музицирования детей, важную роль играет стремление превратить музыкальные занятия в творческий процесс, способствующий самовыражению ребенка, развитию его художественных способностей, увлеченности музы­

_______________

В данном материале мы не останавливаемся на восприятии учащимися во­кальных, инструментальных, симфонических произведений в интерпретации разных исполнителей (вокалистов, пианистов, дирижеров), хотя это, несомненно,; метод интонационного постижения музыки, позволяющий раскрыть глубину, мно­гомерность, многозначность смысла классического произведения. На практике это нашло отражение в программе «К вершинам музыкального искусства», в работе с УМК «Музыка» для I—IV классов.

кой, потребности к активному общению с ней. Развитие этих на­правлений особенно актуально в нынешних социокультурных условиях. «Преподавание музыки дедовскими способами, — писал П. ван Хауве, — мы почему-то считаем нормальным. Но ведь дети, которые ныне приходят в первый класс школы мыслят, воспри­нимают, рассуждают совершенно иначе, чем дети их возраста пять­десят, сто и более лет назад. Как же музыка может рассчитывать на их понимание и интерес, если она им преподносится в виде без­надежного анахронизма?!»

Перспективные инновационные технологии связаны с адапта­цией достижений элементарного музицирования к музыкально-педагогической системе Д. Б. Кабалевского — концепции широкого методологического характера. Так, система музыкального воспитания К. Орфа соотносится с детским музыкально-поэтическим фольклором. Активно-творческое преобразование художественного ма­териала, в качестве которого выступает речь, движение, импровизация ребенка, носит синкретический характер. Коллективные формы работы строятся по законам музыкально-эстетической им­провизационной игры, становятся звеньями единой музыкальной деятельности. При этом навыки элементарного музицирования включаются в широкий культурный контекст. Являясь способом постижения музыкального произведения (от фольклора до высо­кой классики) в неразрывном триединстве сочинения—исполне­ния—слушания, они (навыки) выполняют не только учебную, но и социальную функцию, раскрывают личностно заинтересован­ное отношение учащихся к музыке. Урок проживается как един­ство разных художественных смыслов.

Итак, современный подход к обновлению музыкального образо­вания, связанного с развитием восприятия музыки детьми, со всей очевидностью требует ориентации учителя на специфику предмета искусства и отбор методов, адекватных природе музыки и природе ребенка. Это означает обращение к интонационной сущности музы­кального искусства и предполагает рассмотрение проблемы восприя­тия в соотношении естественных основ музыки и ее художественных законов, интуитивного и сознательного, эмоционального и логического.

Музыка и дети

Исходной позицией интонационного подхода является положение о полноценности восприятия музыки ребенком, об известной авто­номности этого процесса от специальной обученности школьников. Выстраивание методической системы в опоре на отношение «музыка и дети» образует тот нравственно-эстетический стержень, который определяет содержание и формы музыкальных занятий, начиная с Отбора репертуара и кончая тоном урока, стилем его ведения.

Б. В. Асафьевым были намечены четыре стадии вхождения в музыку, которые в своей совокупности обеспечивают развитие вос­приятия музыки детьми.

На первой стадии — накопление музыкально-слуховом опыта — руководителю самому необходимо «много играть и мною беседовать, нащупывая различные пути приближения к музыке И освещая ее тем или иным лучом». Главную роль здесь, по мнениию Б. В. Асафьева, играет личный педагогический талант и чуткое педагога, так как «нет в полной мере научно достоверных выво­дов о пределах и объеме прирожденных музыкальных реакций», Главное затруднение ученый видел в невозможности «научно установить, с чего собственно должен начинать музыкальный пе­дагог, имея дело с детьми общеобразовательной школы».

Музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского стала ответом на этот вопрос. «Лучом», освещающим определенные грани музыки, предстали учебные темы программы, являющиеся содер­жательными обобщениями, способствующими осознанию взаимо­действия музыки и жизни («музыка в жизни» и «жизнь в музыке»), Тематизм программы, с одной стороны, отражает художественно- эстетические закономерности музыкального искусства, с другой - обобщает жизненно-музыкальный опыт учащихся, помогая им осознать свои музыкальные впечатления под определенным углом зрения. Освоение любой темы предполагает, прежде всего, знание самой музыки.

Вторая стадия вхождения в музыку предполагает по­степенное внедрение в сознание учеников-слушателей основных со­отношений звучащих элементов, организующих музыкальное движение, которое осуществляется с помощью метода наведения. По мнению психологов, «наведение на правильное решение требу­ет, чтобы наводящие обстоятельства вызывали у человека достаточно живую ориентировочную реакцию» (А.Н.Леонтьев). Не случайно применение метода наведения предполагает соответствующий подбор сочинений или музыкальных бесед, позволяю­щих незаметно ввести слушателей в среду действия факторов, ни которые желательно обратить внимание и зафиксировать результаты наблюдения-восприятия соответствующим обобщением. Б. В. Асафьев имеет в виду важнейшие виды соотношений: рит­мических, ладовых, тональных, динамических, темповых, темб­ровых и др. Речь идет не о формировании умений услышать то или иное средство выразительности, не об усвоении узко специ­альных знаний-терминов, а о направленности на развитие музыкального восприятия-мышления, которое дает «знание существен­ных свойств, связей и отношений музыкальных явлений, когда пи один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных».

Опорой в этом направлении становится умелое вовлечение в восприятие музыки жизненно-художественного опыта ребенка, ассоциаций со смежными, родственными явлениями. Контраст чувствований, наглядно ощутимые смены видимых в мире явле­ний приводят к тому, что решение художественных задач находит­ся «как-то вдруг» — у учащихся возникает догадка. А опыт — опре­деленное множество верных догадок — постепенно открывает принцип решения, путь усвоения чисто музыкальной организации эле­ментов. Это происходит на основе единства эмоционального и логи­ческого, интуитивного и сознательного.

Третью стадию вхождения в музыку Б. В. Асафьев на­зывает собственно сферой опыта — воспроизведение музыки в са­мом широком смысле слова («начиная от переписывания нот для усвоения логики нотного письма или просто для исполнения тех или иных сочинений и кончая участием в исполнении»). Этот опыт предполагает не только хоровое исполнение певческого репертуа­ра школьников, но самым непосредственным образом связан с развитием восприятия музыки. Вокализация учащимися тем инст­рументально-симфонической музыки, произведений крупной фор­мы по мнению Н. Л. Гродзенской и др. способствует активному обо­бщению музыкально-слухового тезауруса учащихся, воспитанию их музыкального сознания.

Углубление данной сферы опыта оказывается возможным в на­правлении творческом — четвертой стадии вхождения в музыку. Творчество Б. В.Асафьев рассматривает как высший вид музыкальной самодеятельности, помогающий овладению матери­алом. «Речь идет не о музыкальной композиции как предмете и художественной цели творчества, а о проявлении шах1тит'а само­деятельности в музыке путем творчески-содержательного опыта» [8, с. 82]. Введение в урок импровизации, «сочинения» мелодий, интонаций в определенном жанре, стиле становится педагогичес­ки значимым методом, который дисциплинирует работу вообра­жения и развивает самостоятельность и критическое чутье.

Раскрытые Б. В. Асафьевым стадии вхождения в музыку, по сути, представляют собой методы ее содержательного освоения. Задача «войти в мир композитора», связанная с развитием восприятия, общения учащихся с музыкой, повлекла за собой дальнейшую разработку активных методов музыкального образования, углуб­ляющих интонационно-стилевое постижение музыки.

Вопросы и задания

1.Определите место музыкального восприятия в ряду различных форм общения с музыкой.

2.Раскройте значение хорового пения, пластического интонирования, элементарного музицирования в развитии восприятия музыки детьми.

3.Необходимые предпосылки и условия процесса творческого обще­ния учителя и учащихся на уроке.

4.Составьте план методической работы (в том числе и вокально-хоро­вой) с учащимися начальных классов над произведениями, по своему выбору, инструментальной и хоровой музыки.