logo search
Кравченя - Технические средства обучения

Педагогические технологии

Создание и использование средств обучения, равно как и наглядность в обучении, тесно связаны с требованием определения наиболее целесообразных и эффективных способов деятельности учащихся и педагогов, дидактического и технического инструментария для ее реализации, т.е. с технологичностью учебного процесса и формированием педагогических технологий, имеющих свою собственную специфику. Прежде всего, обратимся к эволюции понятия «педагогическая технология», которое в последнее время получило широкое распространение. В практике обучения, кроме названного, имеют хождение следующие термины: «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании».

Попытаемся разобраться в основных понятиях технологии и их смысловой нагрузке. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и, согласно словарным толкованиям (teche – искусство, ремесло, наука + logos – понятие, ученик), трактуется как совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Однако технологический процесс предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов). Технология в целом представлена как совокупность операций, осуществляемых определенным способом в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала.

Таким образом, технология в процессуальном смысле отвечает на вопросы, как сделать и какими средствами. Однако этим вопросам предшествует четкое определение цели, указывающей, что надо получить и что для этого необходимо сделать.

С развитием науки и техники значительно расширились технологические возможности человека, появились новые технологии (например, промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами, которые неизбежно влияют на педагогику, организацию учебного процесса. Качественные изменения, возникающие при этом, обнаруживают, что привычные процессы научения уже не укладываются в прокрустово ложе традиционных методик и средств обучения.

Появляются новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства, а с ними новые методики и технологии, которые становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него определенную специфику, и которые позволяют говорить в совокупности о своеобразной педагогической технологии. Именно в этом смысле термин «технология» стал использоваться в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок в зависимости оттого, что авторы включали в состав (структуру) данного понятия.

Следует признать, что до настоящего времени однозначного толкования понятия «педагогическая технология» не существует. Однако в последнее время в связи с технологизацией общества происходит количественное накопление и усвоение технологического опыта других отраслей как одного из условий повышения эффективности традиционного процесса обучения.

Ассимиляция новых технологий в образовательную сферу особенно хорошо прослеживается по внедрению в обучение новых информационных технологий. Однако компьютеризация обучения – лишь одна из граней технологизации учебного процесса. Педагогическая технология как новая отрасль еще не сформировалась, естественно, что нет и полного единства в терминологии, хотя близость многих авторских позиций налицо.

Средства и условия обучения как материально-техническая компонента должны проектироваться и внедряться в образовательный процесс во взаимосвязи со всеми другими структурными технологическими составляющими, со знанием закономерностей их функционирования. Это обусловливает способ системной организации деятельности и составляет сущностный, содержательной аспект технологий.

Технологизация деятельности образования и воспитания не может ограничиваться в содержательном плане лишь только обучением и подготовкой кадров, а предполагает более широкий и разнообразный спектр образовательных услуг. Эти услуги связаны с использованием средств новых информационных, промышленных и других технологий, требующих перестройки стереотипов традиционного обучения, формирования нового мышления, способности овладевать «ноу-хау», изменения менталитета современного педагога и обучаемых.

Таким образом, технология по своей сути есть способ системной организации деятельности в различных областях знания, культуры, окружающего мира, мышления, основанный на рефлексии, стандартизации и использовании специализированного материально-технического инструментария. Согласно принятому толкованию «рефлексия – форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека». Рефлексия, в конечном счете, есть осознание практики, предметного мира, культуры.