logo search
Реком к самос раб ИОиПМ ЧГПУ

4. Инструкции к самостоятельным работам Самостоятельная работа № 1

Тема: Античная педагогика

Цели:

1. Изучить воспитание и образование в античном мире.

2. Дать сравнительный анализ античных систем воспитания.

3. Вычленить аксиологические (ценностные) аспекты философских учений Сократа, Платона, Демокрита, Квинтилиана.

Выполнение работы:

1. Изучить античные системы воспитания в наиболее развитых рабовладельческих государствах Древней Греции (Спарте и Афинах) по следующему плану:

– цель воспитания;

– основа воспитания;

– система воспитания (особенности семейного воспитания, система школьного воспитания).

После проделанной работы заполните сравнительную таблицу или составьте сравнительную схему.

2. Изучите жизнь, деятельность и основные труды Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана. После проделанной работы заполните таблицу:

Эпоха

Педагог

Значимые

работы

Основные педагогические идеи

Мои

комментарии

3. Ответьте на вопросы,

– Кому принадлежит высказывание: «Я знаю, что я ничего не знаю», что оно означает?

– Кому принадлежит фраза: «Платон мне друг, но истина дороже», какова ее история? О какой истине идет речь?

Рекомендованная литература:

1. Жураковский, Г.Б. Очерки по истории античной педагогики. – М, 1963.

2. Зейлигер-Рубинштейн, Б.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л.: ЛГУ, 1978.

З. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. – СПб., 1834.

4. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М: Интерпракс, 1994.

5. Корнетов, Г.Б., Бликштейн, Л.С. Теория и практика античного воспитания / Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. – М: 1988. – 6. Сократ, Платон, Аристотель, Сената Бруно. – ЖЗЛ, СПб., 1995.

Информационный материал с методическими указаниями.

Эпоха Античности (VIII в. до н.э. – У в. н.э.) явилась неисчерпаемым культурным источником для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования.

В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. В рамках семинарского занятия предлагается рассмотреть и сравнить два образца древнегреческого воспитания афинское и спартанское.

В Афинах в классический период получение образования не было юридически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми. В связи с этим все школы были частными и платными.

Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического». Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал «калокагатии» – красоты и добра, слитых в человеке воедино.

В школе обучались мальчики (от 7 до 15 – 16 лет) последовательно у трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.

Грамматист обучал детей чтению, письму и счету. Его подопечные читали Гомера, Эзопа, Гесиода, Солона, разучивали гимны и ритуалы.

Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором.

Педотриб занимался с детьми гимнастикой по олимпийской программе, акцентируя внимание не только на воспитании силы и ловкости, но и на формировании красивого тела.

Девочки в Афинах получали домашнее образование, но блистать остроумием и начитанностью в кругу мужчин имели право только гетеры.

Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая регламентация со стороны государства.

Образование мальчиков находилось в ведении государственного чиновника педонома, начиналось с 7 лет и состояло из 3 циклов: 2 циклов по 4 года – от 7 до 11 лет (мальчики) и от 11 до 15 лет (подростки) – и завершающий 5- летний «эфебии».

Главными направлениями в спартанской системе были физическое и нравственно-патриотическое, цель которых состояла в подготовке воинов в полном подчинении личности интересам социальной группы. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, ее истории, религии, обрядах.

Девочки специального образования не получали, но воспитывались, как правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдатскими женами и матерями.

В завершении рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направлений получил их опыт в истории образования.

Античные греки внесли заметный вклад и в педагогическую теорию, которая в то время развивалась в рамках философской науки. Практически все древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования. В ходе работы необходимо показать различные точки зрения античных мыслителей и акцентировать внимание на их вкладе в становление и развитие гуманистической педагогической традиции.

Первыми философами-учителями принято считать софистов (Гиппий, Зенон, Клеобул, Протагор и др.) и Сократа (469-399 гг. до н.э.).

Софисты, провозгласив человека «мерой всех вещей, впервые в истории пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретного индивида, целиком поставить их в зависимость от его потребностей и интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым индивидом личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения вековых устоев благочестия и неприятия сутцествующих социальных норм.

Относительность нравственных норм, проповедавших софистами, вызывала активные возражения со стороны современников. Одним из непримиримых оппонентов по данному вопросу стал их бывший ученик Сократ. Мерилом всех вещей для него выступал не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное мыслящее существо. Основополагающая способность человека, по Сократу, – это разум, мышление. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это и есть источник нравственного совершенствования. Не выходя за рамки софистического рационализма в постановке и paзрешении педагогических проблем, Сократ противопоставлял практицизму софистской школы представления о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм, являвшихся, по его мнению, необходимым условием воспитания свободного гражданина в демократическом обществе.

Значимый вклад в развитие философско-педагогической мысли внес ученик Сократа Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Исходя из собственной теории идей, он видел смысл познания и воспитания в том, чтобы помочь душе человека вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей, и приблизить тем самым каждого индивида к идеалу. Им была разработана теория идеального государства, для которого Платон предложил образовательную систему, в которой прослеживаются некоторые специфические черты афинского и спартанского воспитания. В качестве новой отличительной особенности данной системы можно выделить введение дошкольного общественного воспитания с 3 лет и две ступени сверхобязательного образования (от 20 до 30 и от 30 до 35 лет) для особо способных учеников.

Важнейшую роль в истории античной философии и педагогики сыграл ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Признавая, но не отделяя друг от друга мир идей и мир вещей, он впервые в истории выводит цели и задачи воспитания исходя из собственного понимания природы человека. В его представлении трем сторонам человеческой души (растительной, животной и разумной) соответствует три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Природа накрепко связала все три вида души, а потому учителю нужно следовать за природой, тесно связывая между собой соответствующие им стороны воспитания. Обобщив исторический опыт человечества и собственные наблюдения, Аристотель ввел возрастную периодизацию, деля жизнь растущего ребенка на три этапа, соответствующих особенностям развития его природы: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 лет до 21 года. Им также были даны рекомендации по воспитанию и обучению детей в каждом из выделяемых периодов жизни.

Аристотель, как и другие великие ученые Античности, обгонял свое время. Не случайно, его сочинения по логике, физике, метафизике и другим наукам стали спустя три века и далее в Средние века основными учебными пособиями в Европе.

Кроме вышеперечисленных философов, значимый вклад в дальнейшее развитие теории и практике образования внесли и другие известные древнегреческие ученые, в частности, Демокрит (ок. 460-371 гг. до н.э.) и Ксенофонт (ок 450 – 355 гг. до н.э.), с наследием которых также желательно познакомиться при подготовке к семинару.

В III веке до н.э. древнегреческая культура и образовательные традиции «завоевывают» Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отношении европейским государством, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Переведенный в III веке до н.э. греком-вольноотпущенником Ливием Андроником на латинский язык текст «Одиссеи» Гомера в течение почти двух веков был основным учебным пособием в римских школах, благодаря чему римляне с детских лет усваивали традиции и духовное богатство Древней Эллады. Для полноты этой картины необходимо познакомиться с существовавшими там особенностями организации образовательного процесса и содержанием специфических «чаш муз», соотнося все это с изученными ранее греческими образцами.

К 1 веку н.э. начинает складываться собственно римская система образования, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной культурной традиции. Основная заслуга здесь принадлежит «отцу римской образованности» Mарку Варрону, определившему содержание образования из семи «свободных искусств», и известному римскому философу Цицерону. Развивая идеи софистов, Цицерон впервые ввел в научный оборот понятие «гуманизм», обозначавший для него своеобразный образец достойной человеческой жизни. Исходя из этого, он формулирует культурный идеал свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия), давая тем самым направление дальнейшему развитию античной педагогики.

Видный след в истории образования оставил римский педагог – гуманист Квинтилиан (35-96 гг.). Вслед за греческим стоиком Хрисиппом он обосновывает необходимость правильного воспитания ребенка уже с момента рождения, подчеркивая при этом определяющую роль личность педагога, который, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гуманистическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребенке прежде всего человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образования стереотипы, резко осуждает телесные наказания, которые, по его убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разработке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение и вознаграждение, а также путем выделения значительного времени в процессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуального подхода к ученику с учетом его наклонностей и возможностей, считая, что все дети за редким исключением, обладают природными способностями для получения полноценного образования. Не удивительно, что в последние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена принципата и империи, достойное образование получают не только мальчики, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для которых открываются специальные школы-педагогиумы.

Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что все люди без исключения, независимо от пола и социального положения, имеют «добрую природу», которую необходимо раскрывать и развивать посредством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформулирован гуманистический принцип общедоступности образования и были предприняты конкретные шаги для его реализации.

Самостоятельная 2

Тема: Образовательные системы в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения.

Цели.

1. Ознакомление с культурой, наукой и образованием в период феодализма.

2. Выявление факторов, способствовавших успеху педагогических идей и становлению педагогических традиций в эпоху Возрождения.

Задание 1. Изучите жизнь, деятельность и основные труды Фомы Аквинского, Раймунда Луллия, Бенсона Веруламского, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Виторино де Фельтре, Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня.

После проделанной работы заполнить таблицу:

Эпоха

Педагог

Значимые работы

Основные педагогические идеи

Мои комментарии

Задание 2. Изучить систему светского воспитания рыцарей-феодалов. Составить «граф-схему» или» таблицу, отражающую особенность и основную цель данной системы воспитания.

Задание 3. Где, когда и почему возникли первые университеты? Составьте хронологическую карту возникновения университетов. Какие факультеты были в средневековых университетах? Какого факультета не было в университетах и почему? Проследите преемственность традиций университетского образования в наши дни. После проделанного анализа заполните таблицу:

№ п/п

Традиция

Преемственность

Задание 4. Ответьте на вопрос: Чем отличалось и чем объединялось элитарное и массовое воспитание Средних веков? Оформите свой ответ в виде сравнительной таблицы.

Типы воспитания

Сходства

Различия

Массовое воспитание

Элитарное воспитание

Рекомендуемая литература:

  1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов – М.: Просвещение, 1981.

  2. Монтень, М. Опыты: в 3-х тт. – 1-й т. – М.: Наука, 1980.

  3. Мор, Томас. Утопия / Пер. Ю.М. Каган. – М.: Наука, 1978.

  4. Рабле, Франсуа. Гаргантюа и Пантэгрюэль / Пер. с.фр. Н. Либимова. – М.: Правда, 1981.

  5. Сванидзе, А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. – М.: Наука, 1985.

Информационный материал

В 476 году ослабленная внутренним противоречиями Римская империя пала под натиском германских племен. С этого момента начинается новый этап историко-культурного развития Западной Европы, именуемый Средневековьем (V – XVI вв.). При формировании средневековой культуры в качестве ведущих культурных парадигм наиболее явно выделяются христианское мировоззрение и образ жизни, в также римский идеал имперской государственности. Одновременно идеологическки угнетаются и переосмысливаются «языческие» античные традиции и взгляды на жизнь.

Главной силой, оказавшей решающее влияние на весь историко-культурный процесс средневековой Европы, стала унаследованная от Римской империи христианская религия в ее западной разновидности, известной с 1054 года под названием католицизма. Именно в русле идеологии католицизма и происходит в то время развитие всейзапдноевропейской культуры, включая обучение и воспитание. Это находит свое отражение и в новом взгляде на человека. Он объявляется «венцом творения», созданным по образу и подобию, созданным по образу и подобию божьему. Христианство выделяет в природе человека два начала – тело и душу. Истинная суть человеческой жизни, по мнению средневековых богословов, заключается в безоговорочном подчинении телесного начала духовному. Так, на смену символу античной культуры – всесторонне развитому красавцу-атлету приходит образ одухотворенного человека-аскета.

Понятие внутреннего мира «Я», было малознакомо в античности. Появление христианства стимулирует рост внимания к глубоко интимной стороне человеческой души. Внутренняя жизнь человека становится предметом глубокого изучения, приобретает первостепенную религиозную ценность. Поэтому и внешне авторитарное, схоластическое средневековое образование интересно для нас, прежде всего, тем, что в нем главное внимание уделяется обучению добродетели, которая способствует постижению Бога, внутреннему освобождению человека и дает педагогике ясные нравственные ориентиры основанные в сути cвоей на вечных ценностях христианской морали.

Для лучшего понимания теоретических основ христианской педагогики Средневековья при подготовке к семинарскому занятию желательно ознакомиться со взглядами хотя бы некоторых видных богословов и деятелей образования, к примеру, таких, как Августин Аврелий (354 – 430 гг.), Альбин Алкуин (ок. 735 – 804 гг.), Фома Аквинский (1225/26 – 1274 гг.),

При рассмотрении основных типов средневековых учебных заведений необходимо выявить специфику различных церковных и светских школ.

Основное образовательное пространство на всем протяжении Средневековья занимали школы, которые открывались и содержались церковью (монастырские, соборные и приходские). В свою очередь монастырские и соборные школы делились на внутренние (для будущих священнослужителей) и внешние (для детей мирян). Во внутренних школах содержание образования было несколько шире. В большинстве из них изучался так называемый «тривиум» (грамматика, риторика и диалектика), а в более крупных еще и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В совокупности «тривиум» и «квадриум» составляли «семь свободных искусств», которые преподавались на латинском языке во всех странах Западной Европы.

Основная масса населения в Средние века не получала школьного образования. Для вовлечения детей в производительный труд и получения профессии сложилась система ремесленного ученичества. Позднее, удовлетворяя растущие запросы торгово-ремесленных коугов в образовании, открываются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские), в которых, в отличие от церковных, преподавание велось на родном языке, а содержание и методы обучения носили в основном практико – ориентированный характер.

Во второй половине Средневековья под влиянием расширившихся торговых связей, а также под воздействием более высокой арабской культуры, знакомству с которой способствовали крестовые походы (Х – ХШ вв.), накапливаются сведения европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук, что приводит к углублению и расширению научных знаний и представлений об окружающей природе и мире в целом. Церковные школы игнорировали большинство новых знаний (почему?), а потому начали складываться внецерковные союзы ученых, открывавшие собственные учебные заведения (медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе и др.).

ХП веке в Италии (Болонский), Франции (Парижский), Англии (Оксфордский и Кембриджский) появляются первые университеты – добровольные объединения ученых разных специальности и школяров, пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной и светской властей.

При изучении данного вопроса семинара следует обратить внимание на организационную структуру классического университета, содержание, формы и методы университетского образования и вклад этих учебных заведений в дальнейшее развитие европейской науки и культуры.

Средневековые университеты обычно состояли из 4-х факультетов: трех основных (богословский, медицинский и юридический) и одного подготовительного (артистический или искусств). На подготовительном факультете в течение 6 – 7 лет изучались «семь свободных искусств», после чего его выпускникам присваивалась степень « магистра искусств» и предоставлялась возможность продолжить образование на одном из трех основных факультетов. Там обучение длилось 5 – 6 лет, а по окончания присваивалась степень доктора наук. Основными видимо занятий в университетах были лекции и диспуты. Ученые – богословы старались примирить науку и религию, подчинив светские знания вере путем их логической подгонки под авторитет священного писания. На первый взгляд бессмысленные схоластические споры имели и положительное значение. Они развивали абстрактное мышление, умение отбирать нужные аргументы и выстраивать на их основе цепочку доказательств, что, безусловно, дело толчок развитию науки в эпоху Возрождения XIV – XVI вв.)

Эпоха Возрождения – это очень важный этап в истории европейской цивилизации в целом и образования в частности. Поэтому последнему вопросу занятия следует уделить особое внимание, учитывая тот вклад, который внесла данная эпоха в становлении и развитие педагогической науки и практики.

Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты Возрождения большое внимание уделяли вопросам образования, связывая с ними моральный и социальный прогресс цивилизации. Этим объясняется их пристальный интерес к педагогической проблематике, получивший реальное воплощение в деятельности созданных ими школ (В. Де Фельтре, Г. Веронезе и др.) и в многочисленных научных и художественных произведениях (Р. Ашам, П Веджерио, М. де Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле и др,). Главным идейным источником гуманистической педагогики того периода стало педагогическое наследие античной культуры. Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами, идеями патриотизма, гражданского служения и свободного гармонического развития, так и позднеантичные учения, в которых их привлекли интерес к личности и идеи морального совершенствования. Определенное влияние на гуманистическую педагогику оказали и раннехристианские сомнения. Таким образом, на данном этапе развития европейской цивилизации происходит своеобразный синтез двух культурных традиций – античной и средневековой, приведший в конечном итоге к появлению новой ренессансной культурной точки зрения, что, ясно прослеживается и в педагогике того периода.

Основными общепедагогическими и дидактическими принципами для педагогов-гуманистов стали общедоступность, добровольности и сознательность обучения, связь обучения с природой и жизнью (Л.-Б.Альберта, Монтень и др.), наглядность, самообразование, трудовое воспитание (Альберти, Верджерио, Мор). В школьной практике того периода впервые используются воспитательные возможность детского самоуправления, прослеживается стремление стимулировать живой интерес учащихся к знаниям через создание такой атмосферы учения, которая сможет превратить его в радостный познавательный процесс. Для достижения применяются экскурсии, наглядность всех видов, познавательные игры, уроки среди живой природы, а также разумные форм активного отдыха: прогулки верхом и пешком, подвижные игры, купание, охота, танцы и т.д.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения значительно опережает занимающую основное образовательное пространство реальную школьную практику того периода, сохранявшую, как правило, традиционную для средневековья форму. Накопленный в то время гуманистической педагогический опыт, теоретическое наследие педагогов и философов оставляет заметный след в истории, служит хорошим толчком для дальнейшего содержательного наполнения гуманистических традиций образования педагогами последующих эпох и остается важным культурным нсточинком для инновационного гуманистического поиска в наши дни.

Самостоятельная 3

Тема: Я.А. Коменский – основоположник педагогики как науки

Цели:

1, Ознакомление с педагогическим наследием великого чешского педагога – гуманиста.

2. Овладение приемами поиска факторов и условий, способствующих достижению успеха, совершенства.

3. Оценка классно-урочной системы обучения, возможностей ее использования в школе будущего.

Задание 1. Изучите жизнь и деятельность великого чешского педагога. Результаты своей работы оформите в виде таблицы

№ п/п

Период

Жизненный путь

Важнейшие труды

Педагогические идеи

1.

Задание 2. Ответьте на вопрос: Каковы философско-мировоззренческие основы педагогики Я.А Коменского? Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики.

Задание 3. Раскройте основные педагогические принципы, обоснованные Я.А. Коменским, покажите их развитие в истории образования и в наши дни.

Задание № 4. Охарактеризуйте воспитательную систему Я А. Коменского.

Задание 5. Напишите мини-эссе на тему: «Великая дидактика» – энциклопедия знаний по теории обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Джейладзе, Г.Н. Философия Я.А. Коменского. – М, 1982.

2. Коменский, Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1, 2. – М: Педагогика, 1982. .

3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В.М Кларин, А.Н. Джуринский. – М: Педагогика, 1989. – С. 11 – 106,

4. Коменский, Я.А. Материнская школа. – М.: «Учпедгиз». – 1947.

Информационный материал

Ян Амос Koменский (в России часто-произносят с ударением на второй слог. Коменский) – чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки. Считается, изобретателем классно-урочной системы, которая до сих пор является основой педагогики.