Современный урок математики
Урок – это целостный, логически завершенный, ограниченный определенными рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом обучающихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки.
В практике обучения выделяют следующие основные этапы урока:
-
организационный этап;
-
постановка цели урока;
-
проверка домашнего задания;
-
подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
-
объяснение нового материала;
-
проверка понимания обучающимися нового материала;
-
закрепление изученного;
-
обобщение и систематизация новых знаний;
-
контроль знаний и умений обучающихся;
-
постановка домашнего задания;
-
подведение итогов занятия.
Знание особенностей каждого из этапов, владение методикой их организации позволяют учителю конструировать различные по своей структуре и назначению уроки, отличающиеся сочетанием их компонентов, значимостью каждого из них, продолжительностью и взаимодействием.
При типологии по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
-
урок ознакомления с новым материалом;
-
урок закрепления изученного;
-
урок применения знаний и умений;
-
урок обобщения и систематизации знаний;
-
урок проверки и коррекции знаний и умений;
-
комбинированный урок.
К примеру, структура урока ознакомления с новым материалом такова:
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности.
-
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
-
Ознакомление с новым материалом.
-
Первичное осмысление и закрепление изученного.
-
Постановка задания на дом.
В последнее время в практике обучения распространены такие уроки, как урок-лекция, урок-соревнование, урок-игра, театрализованный урок, урок одной задачи и т.д. Структура этих уроков отличается от структуры классических типов уроков, рассмотренных выше, поэтому их и называют нестандартными уроками.
В процессе разработки уроков математики можно выделить два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительный этап связан с подготовкой учителя к новому учебному году и с построением системы уроков по изучаемой теме, а непосредственный – с разработкой очередного урока. На первом этапе:
-
изучаются и анализируются стандарт среднего математического образования, программы и учебники по математике для общеобразовательных учреждений,
-
уточняется перечень необходимой учебно-методической литературы и учебного оборудования,
-
проводится логико-дидактический анализ учебных тем,
-
продумывается система повторения изученного материала,
-
выявляются пути реализации внутрипредметных и межпредметных связей,
-
намечаются системы уроков по каждой теме,
-
составляется рабочая программа.
На втором этапе результаты разработки урока математики оформляются в виде плана и конспекта урока. Процесс конструирования урока взаимосвязан с анализом урока, основанным на критическом подходе. Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
- Программа экзамена по курсу мпм
- Общая методика обучения математике
- 1. Предмет методики преподавания математики
- 2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
- 3. Нормативная и учебно-методическая литература по математике для средней школы
- 4. Цели обучения математике в школе
- Средства обучения математике
- Общедидактические методы в обучении математике
- Методы научного познания в обучении математике
- Математические понятия в школьном курсе
- Методика формирования математических понятий
- Теоремы в школьном курсе математики и методика их изучения
- Методы доказательства в школьном курсе математики
- Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
- 13. Задачи в обучении математике
- Контроль и оценка знаний и умений обучающихся
- Современный урок математики
- Внеклассная работа по математике
- Частная методика обучения математике
- 1. Методика изучения числовых систем в школьной курсе математики
- 2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
- 3. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 5. Методика изучения функций в школьном курсе математики
- 6. Методика изучения линейной, квадратичной, степенной, логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
- 8. Методика изучения понятия производной в школьном курсе математики
- 9. Приложения производной в школьном курсе математики
- 10. Методика изучения первообразной в школьном курсе математики
- 11. Изучение векторов в школьном курсе математики
- 12. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики
- 13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
- 14. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 15. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 16. Методика изучения элементов тригонометрии в школьном курсе математики
- Список литературы, рекомендуемой студентам для изучения
- Список использованной литературы