logo search
Биология экзамен

120. Средства обучения на уроках биологии.

Средства обучения — разнообразные предметы, явления, факты обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения, В связи с этим можно выделить три основных вида средств обуче­ния: реальные (натуральные) объекты и процессы, знаковые (изоб­разительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные средства. Реальные, или натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся на уроке или во время экс­курсии. Знаковыми, или изобразительными, являются таблицы с изображениями организмов, экосистем, и пр. Сюда относятся схемы, фотографии, муляжи ископаемых животных и телевизионные изображения. Словесные средства — это книга (учебник), слово учителя,программное обеспечение для работы с компью­тером, тесты и рабочие тетради. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии. Различают такие понятия, как принцип наглядности, на­глядность как средство обучения и наглядное пособие. «Наглядность» - принцип, кото­рым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность предназначена для созда­ния у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Наглядное средство очень близко по содержанию с поня­тием«наглядное пособие», но значительно шире по объему. Телепередача, рисунок на доске и в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие био­логическое содержание изучаемых предметов и явлений —основ­ные средства обучения, а различные приборы, инструменты, тех­ническое оборудование —вспомогательные. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домаш­них заданий и проверка усвоения учебного материала.