Психологические закономерности памяти
Немецкий ученый Герман Эббингауз (1850-1909) был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.
Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края").
Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Теодюль Рибо (1839-1916), анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтези др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.(См. дополнительный иллюстративный материал.)При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.Установка на запоминаниеспособствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образомсвязать его с основной целью деятельности. Большую роль в запоминании и воспроизведении играютповторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным Анри Пьероном (1881-1964), распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится. Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это - улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания.Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2-3-й день после выучивания материала. Отметим, что реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой - бессмысленного материала.
Проблемы для обсуждения: 1. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности. 2. Психологические закономерности памяти.
- Психология и педагогика
- Развитие познания в истории человеческого общества
- Знания как основной элемент содержания общего образования
- Рациональное и чувственное познания действительности
- 1.2. Мировоззренческие картины мира
- Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений
- Виды и социально-исторические типы мировоззрений
- Различные картины мира
- 1.3. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности
- Разные виды веры
- Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях
- 1.4. Уровни научного познания объективной и субъективной реальности
- Уровни научного знания
- Организация эмпирического и теоретического уровня знаний
- 1.5. Источники гуманитарного знания и способы работы с ним
- Особенности гуманитарных наук
- Специфика социального познания
- Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека
- 1.6. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста
- Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда
- Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека
- Качества субъекта труда как специалиста
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Объект и предмет психологии
- 2.1. Соотношение субъективной и объективной реальности
- Субъективная и объективная реальность
- Психологические факты и психические явления
- Предмет и объект психологии как науки
- 2.2. Основные формы психики
- Стадии и уровни психического отражения у животных
- Условное деление психики человека
- Отличие психики животных от психики человека
- 2.3. Научные школы в западной и отечественной психологии
- Причины и сущность кризиса психологической науки
- Основные зарубежные психологические школы
- Отечественные школы психологии хх века
- 2.4. Психологическая наука и психологическая практика
- Этические стандарты деятельности практического психолога
- Основные направления практической психологии
- 2.5. Роль психологических знаний в современной педагогической практике
- Роль психолога в организации педагогического процесса
- Психолого-педагогические тенденции в развитии современной школы
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Способы приобретения психологических знаний
- 3.1. Источники психологических знаний
- Значение данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике
- Роль анализа психических аномалий для изучения психической сферы человека
- 3.2. Житейские психологические знания о себе и других людях
- Необходимость житейских психологических знаний для развития психологии
- Отличие житейских психологических знаний от научных (См. Дополнительный иллюстративный материал.)
- Позиция научного психолога в отношении житейской психологии
- 3.3. Классификация методов психологического исследования
- Подходы к классификации методов психологического исследования
- А. Неэкспериментальные психологические методы
- Б. Диагностические методы
- В. Экспериментальные методы
- Г. Формирующие методы
- 3.4. Проблема достоверности получаемой психологической информации
- Зависимость достоверности получаемых психологических данных от надежности и валидности используемых методик
- Понятие надежности теста
- Понятие валидности теста
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности
- 4.1. Основные объяснительные принципы и подходы, используемые в психологии
- Объяснительные принципы психологии
- Основные подходы, реализуемые в ходе решения психологических задач
- 4.2. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии
- Проблема биологического и социального в психологии
- Типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, выделенные э.Кречмером
- Виды взаимодействия генотипа и среды
- 4.3. Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека
- Понятие сензитивных и критических периодов
- Жизненный цикл человека
- Периодизация психического развития человека
- Виды ведущей деятельности
- Список рекомендуемой литературы
- Чувственное и рациональное познание Тема 5. Структура психики
- 5.1. Мотивационно-потребностная сфера человека
- Структурные компоненты психики человека
- Потребности и мотивы (диспозиции)
- Параметры мотивационной сферы человека
- Иерархия потребностей
- 5.2. Когнитивные теории мотивации
- Теория когнитивного диссонанса
- Теория баланса
- Сценарии (скрипты) и контрфакты
- 5.3. Психические познавательные процессы
- Эмоциональные процессы
- Сенсорно-перцептивные процессы
- Коммуникативные процессы
- 5.4. Сознание и бессознательное
- Феном сознания, его типы
- Соотношение сознания и бессознательного
- Состояния сознания
- 5.5. Измененные состояния сознания
- Виды измененных состояний сознания
- Сон и его основные стадии
- Искусственно вызванные измененные состояния сознания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Чувственное познание
- 6.1. Ощущение и восприятие, как основа чувственного познания
- Ощущение, его психофизиологические основы
- Отличие восприятия от ощущений
- Восприятие, его основные качества и виды
- Организация наших восприятий
- 6.2. Внимание, его свойства и виды
- Внимание, его физиологические основы
- Основные свойства внимания
- Виды внимания
- 6.3. Психологические закономерности памяти
- Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
- Психологические закономерности памяти
- 6.4. Эмоции и чувства как результат чувственного познания мира
- Чувства
- Снятие эмоционального напряжения
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Рациональное познание
- 7.1. Мышление как психологический феномен
- Психологические концепции мышления и их философская основа
- Психологическая сущность мышления и его особенности
- Физиологическая основа процесса мышления
- 7.2. Типология и качества мышления
- Формы мышления
- Виды мышления
- Индивидуально-психологические особенности мышления
- 7.3. Мышление как процесс решения задач
- Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса
- Сущность мышления как процесса решения задач
- Типы мыслительных действий и их содержание
- Операции мышления
- 7.4. Понятие интеллекта и методики его изучения
- Умственное развитие и интеллект человека
- Основные психологические методики изучения интеллекта
- Креативность как характеристика мышления человека
- Методики изучения креативности
- 7.5. Воображение, его формы и механизмы
- Психологическая сущность воображения
- Виды воображения
- Формы воображения
- Механизмы воображения
- 7.6. Общее понятие о языке и речи
- Сущность и признаки языка и речи
- Функции речи
- Формы и виды речи
- Типы речи
- Свойства речи
- 7.7. Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа
- Содержание основных этапов построения развернутого речевого высказывания
- Архитектоника наук, изучающих речь
- Единицы анализа речи
- Характеристика житейских и научных понятий и особенностей их становления в индивидуальном сознании
- Список рекомендуемой литературы
- Общее и индивидуальное в психике Тема 8. Целостное и парциальное описание человека
- 8.1. Уровни, правила и способы построения психологических характеристик личности
- Построение психологических характеристик индивида как сфера деятельности практического психолога
- Методы психодиагностики, используемые для построения психологических характеристик личности
- 8.2. Понятие нормы в психологии. Отклонение от норм
- Понятие нормы в различных психологических школах
- Критерии психического здоровья с позиций медицинской психологии
- 8.3. Личность как социокультурная реальность
- Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность"
- Человек как субъект, его психическая организация
- Структура личности
- 8.4. Уникальность жизненного пути личности
- Проблема жизненного пути в психологической науке
- Жизненные планы и жизненный сценарий
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Конституциональный уровень психики
- 9.1. Нервная система человека
- Общее строение нервной системы человека
- Отличие человеческого мозга от мозга животных
- 9.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- Условно-рефлекторная деятельность организма
- Функциональная система п.К.Анохина
- Понятие об интегративной деятельности головного мозга
- 9.3. Темперамент и его психологические особенности
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Обусловленность темперамента свойствами нервной системы
- Темперамент и личность
- 9.4. Волевая регуляция поведения человека
- Основные признаки воли как психологического явления
- Значение воли в организации деятельности и общения человека
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике
- 10.1. Межличностные отношения в системе общественных отношений
- Личность в системе объективных отношений
- Структура общественных отношений
- Социальная роль
- 10.2. Структура межличностного взаимодействия
- Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия
- Стиль поведения и действий
- Основные механизмы взаимопонимания
- 10.3. Формирование психологического портрета в межличностных отношениях
- Межличностное восприятие и понимание человека
- Формирование межличностных отношений
- Психология межличностного воздействия
- 10.4. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения
- Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия
- Структура конфликтной ситуации
- Виды конфликтов
- 10.5. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи
- Психология трудовой деятельности
- Функции труда и его составляющие
- Психологическое содержание труда
- 10.6. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий
- Психологическое становление профессионала
- Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала
- Список рекомендуемой литературы
- Проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования
- 11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
- Измерения человеческого существования
- Проблема смысла человеческого существования
- Представления о ценности образования базовых ценностях общества
- Ценности образования в российской педагогической школе
- 11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
- Связь образования и культуры
- Образование как система
- Тенденции развития современного образования
- 11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
- Соотношение процессов воспитания и образования
- Понимание процессов развития в педагогическом процессе
- 11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
- Истоки понятия "образования"
- Образование как процесс и как результат
- 11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Образование в первобытном обществе и Древнем мире
- Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
- Педагогические идеалы Реформации и Просвещения
- Особенности педагогического идеала в русской педагогике
- 11.6. Философские и психологические концепции образования
- Общие основания современных направлений образования
- Основные типы обучения
- 11.7. Проблема таксономии образовательных целей
- Цели обучения и цели образования
- Таксономия целей образования б.С. Блума
- 11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
- Содержание и принципы непрерывного образования
- Теоретические основания принципов непрерывного образования
- Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Современные стратегии и модели образования
- 12.1. Педагогическая наука и ее структура
- Из истории педагогики
- Предметная область и основные категории педагогики
- Методы педагогики
- Отрасли педагогики
- Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем)
- Понятие педагогической системы, ее источники и составные элементы
- Философские основания различных педагогических систем и технологий
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика
- 12.3. Основные концепции и подходы к обучению
- Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
- Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий
- Теория проблемно-деятельностного обучения
- Теория содержательного обобщения в.В.Давыдова - д.Б.Эльконина (развивающее обучение)
- Концепция программированного обучения
- Контекстное обучение
- Бихевиористские теории научения
- Гештальттеория усвоения
- Суггестопедическая концепция обучения
- Теория обучения на основе нейролингвистического программирования
- 12.4. Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований
- Сущность философской антропологии и ее значение для образования
- Педагогическая антропология и ее основные положения
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 13. Развивающие педагогические технологии
- 13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
- Понятие "педагогической технологии"
- Критерии технологичности педагогической технологии
- Структура педагогической технологии
- Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
- Методика и технология
- Методы обучения и их классификация
- Приемы и средства обучения
- Формы обучения
- Основные формы педагогического общения
- Способы обучения
- Системы обучения
- 13.2. Проблема типологии педагогических технологий
- Понятие педагогической технологии
- Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями
- 13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
- Сущность проблемно-поисковых технологий обучения
- Психолого-педагогические цели проблемного обучения и условия успешной их реализации
- Основные формы проблемного обучения
- Сущность коммуникативных технологий обучения
- 13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
- Анализ производственных ситуаций и имитационное моделирование
- Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике
- Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях
- 13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
- 13.6. Критерии выбора педагогических технологий
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 14. Педагогика межличностных отношений
- 14.1. Общение как средство педагогического сотрудничества
- Сущность речевого общения и его структура
- Невербальные средства общения
- Виды общения
- 14.2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике
- Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
- Сущность педагогического взаимодействия
- 14.3. Стили педагогического общения
- Стиль педагогического общения и его структура
- Классификация и особенности стилей педагогического общения
- 14.4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения
- Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания
- Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения
- 14.5. Требования к личности современного преподавателя
- Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога, вытекающие из них
- Сущность и структура педагогического профессионализма
- Социально и профессионально обусловленные качества педагога
- Творчество и инновации в педагогической деятельности
- 14.6. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя
- 14.7. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя
- Коммуникативные качества и свойства личности педагога
- Коммуникативные умения и способности педагога
- Пути и способы развития педагогических способностей
- Педагогическая этика
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации
- 15.1. Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации
- Учебно-воспитательная ситуация: понятие и виды
- Формы организации и проявления учебно-воспитательных ситуаций
- Моделирование ситуации успеха
- Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций
- 15.2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
- Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности
- Сферы семейной жизни как среда воспитания
- Задачи воспитания в семье
- 15.3. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания
- Взгляды на проблему самовоспитания и саморазвития в отечественной педагогике
- Факторы, способствующие развитию самовоспитания учащихся
- Методы самовоспитания
- Список рекомендуемой литературы
- Организация образовательной деятельности Тема 16. Формы организации учебной деятельности
- 16.1. Процесс обучения: сущность и организация
- Сущность процесса обучения как формы общения субъектов образовательного процесса
- Формы обучения, их особенности, признаки и функции
- Методы организации и осуществления учебной деятельности
- 16.2. Умение учиться
- 16.3. Основы работы с текстом
- Строение текста и его анализ
- Виды письменных работ обучаемых
- 16.4. Влияние умственных нагрузок на активность учащихся
- 16.5. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования
- 17.1. Понятие качества образования
- Различное понимание понятия качества
- Различное понимание качества образования
- Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности
- 17.2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
- Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования
- Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
- 17.3. Психологические отличия учебной оценки и отметки
- Различия между оценкой, отметкой и баллом
- Функции и виды оценки
- Причины необъективности педагогической оценки
- 17.4. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового)
- Принципы контролирования успеваемости
- Этапы проверки успеваемости(См. Дополнительный иллюстративный материал.)
- Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе
- Методы контроля знаний учащихся
- 17.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур
- Поощрение и наказание как методы стимулирования
- Педагогическая оценка как стимул
- Эффективность педагогической оценки
- 17.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся
- Особенности рейтинговой системы оценки знаний
- Основные принципы системы рейтинговой оценки
- 17.7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний
- Тестирование как одна из форм контроля знаний
- Виды тестового контроля знаний
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 18. Управление образовательными системами
- 18.1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
- 18.2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
- Проблемы и перспективы развития образования в России
- Федеральная программа развития образования
- Характеристика свойств современного образования в России
- 18.3. Управление образованием в России
- Органы управления образованием в Российской Федерации
- Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 18.4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием
- Список рекомендуемой литературы