logo search
Реком к самос раб ИОиПМ ЧГПУ

Тема: Развитие педагогической мысли в Древнем мире (Воспитание и школа в античном мире)

Возникновение педагогики Западных цивилизаций в античную эпоху. Человек как мера всех вещей в античном мире. Эллинская культура и образование. Образовательные системы Древней Греции на разных этапах исторического развития. Спартанская и Афинская системы образования. Античная философско-педагогическая мысль. Педагогические идеи Платона. Учение Аристотеля. Метод Сократа – эвристическая беседа.

Афинские частные школы в древней Греции, содержание образования и методы обучения в них, направленность воспитания.

Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э., рационализация мировоззрения, упрочение демократических традиций. Педагогический релятивизм софистов: идеал жизненного успеха. Осмысление Сократом, Платоном и Аристотелем теоретических основ Западной педагогики: воспитание на основе владения истинным знанием, образование как способ совершенствования личности и общества, гармонизация их интересов. Модель риторического образования Сократа. Школа и педагогическая мысль (стоики, киники, эпикурийцы) эллинской эпохи.

Древнеримская школа. Содержание образования и методы обучения и воспитания в ней. Преемственность римской системы образования и ее своеобразие на отдельных этапах существования Римской империи. Римские философы и педагоги о воспитании и образовании. Идеал совершенного оратора (Цицерон, Квинтиллиан). Практицизм римской школы. Кризис античной культуры и педагогические искания стоиков и неоплатоников.

Зарождение христианской педагогической мысли и воспитательных традиций. Христианская концепция человека. Обучение в Европе в первые века христианства. Влияние христианского учения на изменение взгляда на ребенка. Катехумены как учебные заведения. Содержание образования и методы учения в них.

Образовательные и воспитательные особенности школ Древнего мира, оказавшие влияние на развитие школьного дела в последующие эпохи. Базисные педагогические традиции Древнего Мира.

Персоналии: Конфуций, Сократ, Ксенофонт, Плутарх, Платон, Аристотель, Демокрит, Цицерон, Сенека, Эпикур, Квинтилиан, Иоанн Златоус, Климент Александрийский, Августин Аврелий.

Лекция 4. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Педагогическая культура христианского Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения

Основные понятия:

Школа и педагогическая мысль Западной средневековой цивилизации. Базисные педагогические традиции.

Светское и религиозное образование и воспитание. Сословность образования в средневековом обществе. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Философствующее богословие – схоластика. Центры схоластического образования – средневековый университет. Сословные школы. Типы школ. Содержание, методы обучения, особенности организации обучения в средневековой школе.

Монастырские и церковные школы. Содержание образования и методы обучения в них. Особенности организации и воспитания в них учащихся.

Городские школы в Западной Европе. Стремление приспособить содержание образования в них к нуждам городского сословия.

Школа и философско-педагогическая мысль эпохи Возрождения. Гуманистические концепции детства и человека и соответствующие им модели воспитания.

«Дом радости» Витторио де-Фельтре. Особенности организации жизни детей и учебного процесса в нем.

Самоуправляемая школа Троцендорфа и особенности организационной структуры и содержания образования в ней.

Школа Меланхтона и содержание обучения в ней. Влияние эпохи Возрождения на школьное дело.

Педагогическое наследие отцов церкви. Педагогические идеи Фомы Аквинского как отражение средневековых идей. И. Златоуст об образовании и воспитании.

«Библейская» культура и народное образование. Религиозная антропология Реформации. Педагогика контрреформации. Протестанская школа. «Библейская» культура – основа реформаторского воспитания и образования. Практика обучения религиозных братств – опыт «братских школ». Народное просвещение в идеологии деятелей Реформации. Гимназия И. Штурма первое учебное заведение нового типа. Организация народного образования, всеобщее элементарное образование. Иезуитская школа и педагогика антипод протестантской и светской гуманистической культуры, оплот католицизма. Особенности обучения и воспитания в них.

Основные авторские системы прошлого. Традиционное обучение. Значение философского учения Бэкона Веруламского для школы периода перехода к новому времени. Развитие Ратихием прогрессивных педагогических идей на основе учения Бэкона.

Философско-педагогическая мысль и педагогическая практика Средневекового Востока и базисные педагогические традиции. Диалектика отношения к человеку и детству от раннего средневековья до эпохи Возрождения.

Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Школа, ученичество и идеалы образования средневековой Европы и Византии. Педагогическая мысль и практика школьного и домашнего образования средневекового Ближнего Востока. Арабская культура – «мост» соединивший средневековую Европу с сокровищами античной культуры. Византийское образование. Влияние Византийского образования на древнерусскую культуру и образованность.

Персоналии: Боэций, Иоанн, Дамаскин, М. Пселл, Г. Плифон, А. Алкуин, Фома Аквинский, П. Абеляр, П. Верджерио, Т. Мор, Т. Кампанелла, Витторино Де Фельтре, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, Р. Агрикола, Х. Вивес, М. Монтень, ибн-Сина (Авиценна), Аль-Фараби, Кей-Ковус, М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм.

Семинар: