logo search
МПИ как новый раздел педагогики

10. Индивидуальность школьника и компьютеры

Сейчас требуются люди, не просто владеющие специальностью, а способные мыслить категориями века информатики и умеющие общаться на ее языке. Уже описан феномен «компьютерофобии» – боязни компьютеров. Столь же выражены индивидуальные различия и в успешности овладения компьютером У одних учащихся этот процесс происходит естественно и просто. Другие не могут и шагу ступить без помощи учителя или успевающего одноклассника. К моменту изучения информатики у учащихся уже сформировалась структура всех познавательных процессов. оформились основные стратегии учебной деятельности, они приобрели немалый жизненный опыт. Наблюдения за учащимися показывают, что успешность компьютерной деятельности зависит от сочетания определенных качеств, а именно:

а) активного и устойчивого интереса к предмету информатика;

б) ряда характерологических черт (личностных особенностей) – трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, а также устойчивых эмоциональных состояний (чувства удовлетворения от напряженной умственной работы за пультом ЭВМ, радости творчества т.п);

в) первоначального запаса знаний, умений и навыков (например, умения играть в компьютерные игры);

г) наконец, индивидуально-психологических особенностей в сенсомоторной и мыслительной сферах.

Стали появляться тесты для оценки компьютерных способностей, в первую очередь способностей к программированию. У разных учителей разная методика обучения и соответственно различные критерии успешности. Наблюдая школьников, работающих за пультом, всегда можно отличить тех, кто хорошо владеет компьютером. Их движения точны и ловки, согласованы и соразмерны. Школьник, плохо взаимодействующие с компьютером,. Для них характерны мышечное напряжение, большое количество лишних, нецелесообразных движений.

Считается, что овладение компьютерной грамотностью формирует особый стиль мышления, который с необходимостью включает умения учащегося:

точно определять искомый результат;

полно анализировать исходные условия;

выделять и хорошо соотносить промежуточные этапы и цели;

строить правильные алгоритмы действий;

исправлять и корректировать алгоритмы по ходу работы на основе обратной связи о результате выполняемого действия.

Эти навыки являются специфическими не только для компьютерной деятельности. Мышление программиста должно обладать рядом дополнительных особенностей: умение схватывать основные структуры программирования, обобщать и при необходимости переносить из одной задачи в другую, переходить с одного языка программирования на другой.

Итак, высокий уровень развития, гибкое мышление, хорошая память являются благоприятными предпосылками для успешного обучения информатике. На успешность обучения в целом влияют такие психофизиологические особенности школьников, как сила нервной системы, определяющая работоспособность, и ее лабильность, определяющая скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Известны различные стили учебной деятельности: импульсивный и рефлексивный. Об импульсивности говорят, когда человек сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобия, действует не размышляя, и принимает необдуманные решения. Рефлексивность приписывается людям, которые прежде, чем действовать, внутренне опробуют гипотезы, отбрасывая те из них, которые им кажутся неподходящими, то есть поступают обдуманно, взвешенно и осторожно. Рефлексивные учащиеся в ходе выполнения учебных действий учитывают требования задач более адекватно, чем импульсивные.

При работе с компьютерами очень большую роль играют такие личностные особенности, как внимательность, аккуратность, тщательность, добросовестность.

У многих учащихся, особенно мальчиков, первоначальный интерес к компьютерам возникает задолго до начала изучения курса информатики. (компьютерным играм).

Одним из ведущих, основных мотивов, который определяет в самом начале обучения интерес к работе с ЭВМ, может считаться так называемый инструментальный мотив. Он характеризует процессуальную часть работы учащихся с ЭВМ и, по существу, может рассматриваться как видоизмененный игровой мотив Инструментальный мотив как ведущий во взаимодействии с ЭВМ ограничивает возможности учащего в познании компьютера.

Содержательные мотивы, в первую очередь познавательные, относятся к числу наиболее продуктивных. Они определяют отношение учащегося к ЭВМ как средству решения задач и характеризуют ориентацию учащихся на овладение способами решения.

Познавательные мотивы в изучении информатики, как правило, соседствуют с заинтересованность учащихся техникой как таковой. Они как бы включаются в более широкий познавательный контекст, в котором ЭВМ выступает как один из компонентов технократического обеспечения науки и производства. Интерес к использованию ЭВМ побуждает учащихся глубже проникать в технические возможности компьютеров. По мере углубления знаний возникает более четкое представление о будущей профессии. Нередки случаи, когда познавательные и профессионально-ориетнационные мотивы сосуществуют с мотивами достижения. Стремление учащихся получить социально значимую, престижную профессию побуждает их серьезно и основательно изучать информатику, что невозможно без настоящей заинтересованности этим предметом.

В совокупности эти мотивы образуют стойкий комплекс, оперделяющий особую направленность личности. Мы считаем, что эту направленность условно можно назвать компьютерной