Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
Задание 1. «Определение дня».
Цель: выявить умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра.
Оборудование: протокол обследования.
Ход исследования: ученику предлагается ответить на вопросы. Затем закончить предложение соответствующими словами.
Инструкция: «Ты знаешь такие слова, как вчера, сегодня, завтра. Ответь, пожалуйста, на вопросы, используя эти слова:
«Как называется день, который идет сейчас?»
«Как называется день, который будет?»
«Как называется день, который уже прошел?»
Используя эти же слова «вчера», «сегодня», «завтра», закончи мои предложения:
«На следующий день ребята пойдут в школу. Это будет ...»
«Мы навещали бабушку в предыдущий день. Это было ...»
«Через полчаса мы пойдем гулять в парк. Это ...»
«На следующий день мы будем читать книгу. Это будет ...»
«Мы были в музее день назад. Это было ...».
Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:
Оценка выполнения задания:
Баллы | Качественная оценка | Уровни сформированности |
0 | Не слушает задание; отказ от выполнения задания. | 0 уровень |
1 | Выслушивают задание экспериментатора, не определяет день; неверно заканчивают предложения. | 1 уровень Очень низкий |
2 | Путаются при определении дня; неверно заканчивают предложения за экспериментатором. | 2 уровень Низкий |
3 | Верно определяют день, отвечая на вопросы экспериментатора; при просьбе закончить предложения словами «вчера», «сегодня», «завтра», верно употребляют только слово «сегодня», при употреблении остальных слов путаются. | 3 уровень Средний |
4 | Верно определяют день; верно заканчивают предложения экспериментатора словами «вчера», «сегодня», «завтра». | 4 уровень Высокий |
Задание 2. «Определение дня с опорой на вид деятельности».
Цель: выявить умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра с опорой на вид деятельность.
Оборудование: протокол обследования.
Ход исследования: учащемуся предоставляется предложения с ошибками. Ему необходимо определить, где допущена ошибка, и исправить ее.
Инструкция: «Я подготовила предложения для тебя, но немного перепутала что-то. Поможешь мне найти ошибку и исправить ее? Послушай внимательно:
«Завтра ребята нарисовали дерево».
«Вчера мы поедем в цирк ».
«Вчера я слушаю музыку».
Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:
Оценка выполнения задания:
Баллы | Качественная оценка | Уровни сформированности |
0 | Не выполняет задание / отказ от выполнения задания. | 0 уровень |
1 | Не видит ошибки, на вопросы экспериментатора не реагирует. | 1 уровень Очень низкий |
2 | Не видит ошибки; на вопросы экспериментатора утверждает, что в предложении все правильно. | 2 уровень Низкий |
3 | Понимает ошибку только с указом на нее наводящим вопросом: «Есть в предложении ошибка или все правильно?»; исправляет ошибку, но не всегда правильно. | 3 уровень Средний |
4 | Понимает нелепость ошибки, реагирует на нее эмоционально; исправляет ошибку. | 4 уровень Высокий |
- Тематическое рисование как средство формирования
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- Развитие детского рисования.
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.
- . Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта.
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования.
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части.
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования.
- Приложение
- Рисунки школьников 2-го класса