Физическая культура в жизни людей старшего и пожилого возраста (значение, виды физкультурной деятельности, задачи, средства и методические особенности).
К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет ( жен.), с 60 до 75 лет ( муж.). Вслед за ним - старший или старческий. В этом возрасте начинаются необратимые процессы и в органах и человеческого организма, называемые старением. Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемое в
сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность сосудов, оболочка их утолщается, повышается артериальное давление. Максимальное потребление кислорода снижается на 50% от уровня 20 лет. Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная.
Задачи:
1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, расширить функциональные возможности организма, сохранение работоспособности;
2) не допустить регресса жизненно важных умений и навыков, восстановить их, сформировать необходимые;
3) пополнить и углубить знания для самостоятельных занятий;
Средства физического воспитания .
В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнения, которые легко легко дозируются и предъявляют невысокие требования к организму. К ним относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнастических упражнений с предметами и без них., дозированная ходьба, прогулки на лыжах, плавание не менее 10 минут, приводящие к легкому утомлению. Применяются игры, дыхательная гимнастика. Занятия избранным видом спорта.
Физическое воспитания осуществляется в форме самостоятельных занятий и коллективных (группы здоровья, секции ОФП, клуб любителей бега, туристический поход).
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю под руководством инструктора - методиста преимущественно на открытом воздухе от 45 минут и до 60 – 75 минут. Для большинства занятий характерно комплексное применение средств. Занятие проводят круглогодично. Общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой .
Методические правила:
1.Строгая дозировка упражнений.
2.Упражнения с силовыми напряжениями чередовать с упражнениями на расслабления.
3.Выполнять дыхательные упражнения.
5.Чередовать упражнения на различные группы мышц.
6.ЧСС не должна превышать 100 - 120 уд/мин после занятия.
7.ЧСС определять по формуле во время занятий ЧСС =190 - возраст (лет)
- Объемные требования по теории физической культуры и спорта для студентов 2 курса тренерского факультета (4 семестр)
- Общие принципы формирования физической культуры человека.
- Сущность и требования принципа гармонического развития личности.
- Сущность и требования принципа связи с жизнедеятельностью.
- 4.Сущность и требования принципа оздоровительной направленности.
- 7.Система физического воспитания, ее составные элементы.
- 10.Физическая культура в пренатальный период развития человека.
- 11.Физическая культура в первый год жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- 12.Физическая культура во второй и третий год жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическая культура на четвертом и пятом годах жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическая культура на шестом и седьмом годах жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях (формы занятий, продолжительность занятий, типы дошкольных учреждений).
- Характеристика системы общего образования (ступени образования, возрастная периодизация).
- Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
- Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
- Возрастные особенности детей старшего школьного возраста.
- Требования к организации физического воспитания в школе.
- Организационные группы для занятий физическими упражнениями в школе по состоянию здоровья и уровню подготовленности.
- Цели физического воспитания на различных ступенях общего образования.
- Общие задачи физического воспитания в школе.
- Формы организации физкультурных занятий в школе.
- Отличительные характеристики урочной формы занятий физическими упражнениями.
- Функции преподавателя учебного заведения по физической культуре.
- Структура программы по предмету «Физическая культура».
- Содержание раздела программы по физической культуре в школе.
- Содержание части «Уроки физической культуры»программы по физической культуре в школе.
- План учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (назначение, содержание, технология составления, формы).
- Педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом (назначение, содержание, технология выполнения и оформления).
- Хронометрирование деятельности занимающихся на уроке (назначение, содержание, технология выполнения и оформления).
- Измерение реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку (пулъсометрия) (назначение, содержание, технология выполнения и оформления)
- Задачи и особенности организации занятий внеклассной работы по физической культуре в школе
- Формы организации и их характеристика.
- Спортивные соревнования в школе (задачи, требования к проведению, виды)
- Методика проведения физкультурных праздников и турпоходов в школе (задачи, организация, виды).
- Групповые формы организации занятий внеклассной работы по физической культуре в школе и их характеристика (кружки фк, секции по офп и виду спорта).
- Гигиенические мероприятия в режиме учебного и продленного дня (задачи, организация, виды).
- Планирование и учет массовых форм занятий внеклассной работы по физической культуре в школе.
- Технология планирования и учета внеклассной работы (документы, назначение, содержание, оформление).
- Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (определение, задачи, направленность, средства, методические особенности).
- Физическая культура студенческой молодежи (значение, задачи, средства, методические и организационные особенности).
- Направление деятельности кафедры физического воспитания и спортивного клуба в вузе.
- Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в средних и высших учебных заведениях.
- Физическая культура взрослого населения в период основной трудовой деятельности (значение, задачи, средства и методические особенности).
- Физическая культура в жизни людей старшего и пожилого возраста (значение, виды физкультурной деятельности, задачи, средства и методические особенности).