Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (определение, задачи, направленность, средства, методические особенности).
ППФП - представляет специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования профессиональная деятельность и условия труда.
Научные данные показывают, что ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности. ППФП повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной сферы и снижает заболеваемость.
ППФП воплощается в принцип педагогической системы - органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.
Задачи и содержание любого вида ППФП могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку.
Обоснование ППФП связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий.
К факторам относят:
- особенности основных рабочих движений:
- особые внешние условия деятельности.
Задачи ППФП.
ППФП призвана адаптировать человека к избранной трудовой деятельности.
- направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессии;
- воспитание профессионально важных психических качеств;
- формирование профессионально-прикладных умений и навыков;
- повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда;
- сообщение специальных знаний для овладения практическим разделом ППФП; ППФП строится в единстве с ОФП.
В качестве средств ППФП надо выбрать те, которые дают прямой или наибольший перенос эффекта упражнений. Физическая подготовка вне трудовой деятельности иногда может давать
отрицательный эффект при формировании профессиональных навыков.
Средства ППФП:
- развитие профессионально важных физических способностей;
- воспитание волевых качеств;
- формирование профессионально-прикладных умений и навыков;
- повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям.
В качестве средств ППФП широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики ( с предметами и без предметов, на гимнастической стенке, канатах, бревне, шестах и др.), туризм, легкой атлетике, игры, тренажеры, полосы препятствий. При их выборе учитывается
профессионально-прикладное значение вида спорта.
Методика построения программы ППФП (понятие и содержание профессиограммы, технология программирования).
-
Содержание
- Объемные требования по теории физической культуры и спорта для студентов 2 курса тренерского факультета (4 семестр)
- Общие принципы формирования физической культуры человека.
- Сущность и требования принципа гармонического развития личности.
- Сущность и требования принципа связи с жизнедеятельностью.
- 4.Сущность и требования принципа оздоровительной направленности.
- 7.Система физического воспитания, ее составные элементы.
- 10.Физическая культура в пренатальный период развития человека.
- 11.Физическая культура в первый год жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- 12.Физическая культура во второй и третий год жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическая культура на четвертом и пятом годах жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическая культура на шестом и седьмом годах жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях (формы занятий, продолжительность занятий, типы дошкольных учреждений).
- Характеристика системы общего образования (ступени образования, возрастная периодизация).
- Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
- Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
- Возрастные особенности детей старшего школьного возраста.
- Требования к организации физического воспитания в школе.
- Организационные группы для занятий физическими упражнениями в школе по состоянию здоровья и уровню подготовленности.
- Цели физического воспитания на различных ступенях общего образования.
- Общие задачи физического воспитания в школе.
- Формы организации физкультурных занятий в школе.
- Отличительные характеристики урочной формы занятий физическими упражнениями.
- Функции преподавателя учебного заведения по физической культуре.
- Структура программы по предмету «Физическая культура».
- Содержание раздела программы по физической культуре в школе.
- Содержание части «Уроки физической культуры»программы по физической культуре в школе.
- План учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (назначение, содержание, технология составления, формы).
- Педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом (назначение, содержание, технология выполнения и оформления).
- Хронометрирование деятельности занимающихся на уроке (назначение, содержание, технология выполнения и оформления).
- Измерение реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку (пулъсометрия) (назначение, содержание, технология выполнения и оформления)
- Задачи и особенности организации занятий внеклассной работы по физической культуре в школе
- Формы организации и их характеристика.
- Спортивные соревнования в школе (задачи, требования к проведению, виды)
- Методика проведения физкультурных праздников и турпоходов в школе (задачи, организация, виды).
- Групповые формы организации занятий внеклассной работы по физической культуре в школе и их характеристика (кружки фк, секции по офп и виду спорта).
- Гигиенические мероприятия в режиме учебного и продленного дня (задачи, организация, виды).
- Планирование и учет массовых форм занятий внеклассной работы по физической культуре в школе.
- Технология планирования и учета внеклассной работы (документы, назначение, содержание, оформление).
- Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (определение, задачи, направленность, средства, методические особенности).
- Физическая культура студенческой молодежи (значение, задачи, средства, методические и организационные особенности).
- Направление деятельности кафедры физического воспитания и спортивного клуба в вузе.
- Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в средних и высших учебных заведениях.
- Физическая культура взрослого населения в период основной трудовой деятельности (значение, задачи, средства и методические особенности).
- Физическая культура в жизни людей старшего и пожилого возраста (значение, виды физкультурной деятельности, задачи, средства и методические особенности).