logo
obemnye_trebovania_4sem

Формы организации и их характеристика.

Формы обучения различают:

  1. по количеству учащихся – групповые, массовые, микрогрупповые, коллективные, индивидуальные;

  2. по месту учебы – школьные уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, опытном участке, в лаборатории, занятия на предприятиях, экскурсии, домашняя работа, самостоятельная работа;

  3. по длительности – 45 минут, 90 минут, 70 минут, уроки без звонков.

Дидактические системы трансформируются во времени и вызывают к жизни новые технологии обучения.

Известны: объяснительно-иллюстративное обучение; проблемное; программированное; компьютеризованное.

Наибольшее распространение получило объяснительно-иллюстративное обучение и классно-урочная система. Ее контуры задал Г. Штурм, а в практическую технологию превратил Я. А Коменский

Основной формой обучения в школе является урок. Это законченное звено учебного процесса.

Классификация уроков по дидактическим целям различает:

  1. комбинированные или смешанные уроки;

  2. ознакомления с новым материалом;

  3. закрепление знаний;

  4. обобщения и систематизации изученного;

  5. выработки и закрепления умений и навыков;

  6. проверки знаний.

Структура урока – его внутреннее строение – содержит последовательность отдельных этапов. Иногда в уроке бывает 15 этапов. Чаще традиционно 4-5: проверка домашнего задания, устные счет, объяснение нового, закрепление нового, объяснение домашнего задания.

Эффективность урока зависит от его подготовки. Следует выделить мотив и проектирование познавательной деятельности учащихся; составить план-конспект урока; обозначить управление домашней работой; осуществлять контроль и поощрение.

Возможны нестандартные уроки: погружения, деловые игры, пресс- конференции, соревнования, КВН, театрализованные, консультации, уроки творчества, аукционы, зачеты, творческие отчеты, фантазии, суды, концерты, диалоги, семинары, ролевые игры, кружки. Сюда попали не только собственно уроки, но и внеурочные, внеклассные, вспомогательные формы организации учебной работы.

Продолжается поиск новых подходов. В частности, полиморфность системы обучения предполагает использование вокруг урока других микроформ (практические занятия, кружок, телеклуб) с целью усвоения целостной информации.