Формы организации и их характеристика.
Формы обучения различают:
по количеству учащихся – групповые, массовые, микрогрупповые, коллективные, индивидуальные;
по месту учебы – школьные уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, опытном участке, в лаборатории, занятия на предприятиях, экскурсии, домашняя работа, самостоятельная работа;
по длительности – 45 минут, 90 минут, 70 минут, уроки без звонков.
Дидактические системы трансформируются во времени и вызывают к жизни новые технологии обучения.
Известны: объяснительно-иллюстративное обучение; проблемное; программированное; компьютеризованное.
Наибольшее распространение получило объяснительно-иллюстративное обучение и классно-урочная система. Ее контуры задал Г. Штурм, а в практическую технологию превратил Я. А Коменский
Основной формой обучения в школе является урок. Это законченное звено учебного процесса.
Классификация уроков по дидактическим целям различает:
комбинированные или смешанные уроки;
ознакомления с новым материалом;
закрепление знаний;
обобщения и систематизации изученного;
выработки и закрепления умений и навыков;
проверки знаний.
Структура урока – его внутреннее строение – содержит последовательность отдельных этапов. Иногда в уроке бывает 15 этапов. Чаще традиционно 4-5: проверка домашнего задания, устные счет, объяснение нового, закрепление нового, объяснение домашнего задания.
Эффективность урока зависит от его подготовки. Следует выделить мотив и проектирование познавательной деятельности учащихся; составить план-конспект урока; обозначить управление домашней работой; осуществлять контроль и поощрение.
Возможны нестандартные уроки: погружения, деловые игры, пресс- конференции, соревнования, КВН, театрализованные, консультации, уроки творчества, аукционы, зачеты, творческие отчеты, фантазии, суды, концерты, диалоги, семинары, ролевые игры, кружки. Сюда попали не только собственно уроки, но и внеурочные, внеклассные, вспомогательные формы организации учебной работы.
Продолжается поиск новых подходов. В частности, полиморфность системы обучения предполагает использование вокруг урока других микроформ (практические занятия, кружок, телеклуб) с целью усвоения целостной информации.
-
Содержание
- Объемные требования по теории физической культуры и спорта для студентов 2 курса тренерского факультета (4 семестр)
- Общие принципы формирования физической культуры человека.
- Сущность и требования принципа гармонического развития личности.
- Сущность и требования принципа связи с жизнедеятельностью.
- 4.Сущность и требования принципа оздоровительной направленности.
- 7.Система физического воспитания, ее составные элементы.
- 10.Физическая культура в пренатальный период развития человека.
- 11.Физическая культура в первый год жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- 12.Физическая культура во второй и третий год жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическая культура на четвертом и пятом годах жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическая культура на шестом и седьмом годах жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности).
- Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях (формы занятий, продолжительность занятий, типы дошкольных учреждений).
- Характеристика системы общего образования (ступени образования, возрастная периодизация).
- Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
- Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
- Возрастные особенности детей старшего школьного возраста.
- Требования к организации физического воспитания в школе.
- Организационные группы для занятий физическими упражнениями в школе по состоянию здоровья и уровню подготовленности.
- Цели физического воспитания на различных ступенях общего образования.
- Общие задачи физического воспитания в школе.
- Формы организации физкультурных занятий в школе.
- Отличительные характеристики урочной формы занятий физическими упражнениями.
- Функции преподавателя учебного заведения по физической культуре.
- Структура программы по предмету «Физическая культура».
- Содержание раздела программы по физической культуре в школе.
- Содержание части «Уроки физической культуры»программы по физической культуре в школе.
- План учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (назначение, содержание, технология составления, формы).
- Педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом (назначение, содержание, технология выполнения и оформления).
- Хронометрирование деятельности занимающихся на уроке (назначение, содержание, технология выполнения и оформления).
- Измерение реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку (пулъсометрия) (назначение, содержание, технология выполнения и оформления)
- Задачи и особенности организации занятий внеклассной работы по физической культуре в школе
- Формы организации и их характеристика.
- Спортивные соревнования в школе (задачи, требования к проведению, виды)
- Методика проведения физкультурных праздников и турпоходов в школе (задачи, организация, виды).
- Групповые формы организации занятий внеклассной работы по физической культуре в школе и их характеристика (кружки фк, секции по офп и виду спорта).
- Гигиенические мероприятия в режиме учебного и продленного дня (задачи, организация, виды).
- Планирование и учет массовых форм занятий внеклассной работы по физической культуре в школе.
- Технология планирования и учета внеклассной работы (документы, назначение, содержание, оформление).
- Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (определение, задачи, направленность, средства, методические особенности).
- Физическая культура студенческой молодежи (значение, задачи, средства, методические и организационные особенности).
- Направление деятельности кафедры физического воспитания и спортивного клуба в вузе.
- Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в средних и высших учебных заведениях.
- Физическая культура взрослого населения в период основной трудовой деятельности (значение, задачи, средства и методические особенности).
- Физическая культура в жизни людей старшего и пожилого возраста (значение, виды физкультурной деятельности, задачи, средства и методические особенности).