49. Интенсификация процесса обучения
С изменениями в обществе изменяются и пририте-ты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:
1) быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;
2) быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;
3) осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;
4) перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;
5) пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.
Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности. Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:
1) повышение целенаправленности обучения;
2) усиление мотивации учения;
3) повышение информативной емкости содержания образования;
4) применение активных методов и форм обучения;
5) ускорение темпа учебных действий;
6) развитие навыков учебного труда;
7) использование компьютерных и других технических средств.
К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:
1) принцип мотивации;
2) принцип осознанности;
3) принцип программирования деятельности;
4) принцип оценки усвоения деятельности;
5) принцип самостоятельности в познании;
6) принцип активности.
Х. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации. Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).
-
Содержание
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 4. Закономерности и принципы обучения
- 5. Законы обучения
- 6. Психологические компоненты усвоения
- 7. Принципы обучения
- 8. Характеристика современных дидактических концепций
- 9. Функции обучения
- 10. Развивающая функция
- 11. Воспитательная и образовательная функции
- 12. Содержание школьного образования
- 13. Культура как основа построения и определение содержания образования
- 14. Ступени обучения
- 15. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 16. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 17. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 18. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 19. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 20. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- 21. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- 22. Характеристика процесса обучения
- 23. Государственный образовательный стандарт
- 24. Понятие об учении и преподавании
- 25. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 26. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 27. Приемы обучения
- 28. Классификация методов
- 29. Рациональное применение различных методов обучения
- 30. Требования к организации процесса обучения
- 31. Проблемное обучение
- 32. Модульная технология обучения
- 33. Современные модели организации обучения
- 34. Успеваемость и методы ее оценки
- 35. Виды учета успеваемости учащихся
- 36. Причины неуспеваемости
- 37. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 38. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 39. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 40. Основные характеристики качества знаний
- 41. Формирование готовности школьников к самообучению
- 42. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 43. Учитель в процессе обучения
- 44. Планирование учебной работы
- 45. Педагогическая диагностика
- 46. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 47. Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство
- 48. Инновационная политика
- 49. Интенсификация процесса обучения
- 50. Принципы конструирования процесса обучения
- 51. Использование программированного обучения в школе
- 52. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 53. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 54. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- 55. Система средств обучения в учебном процессе
- 56. Самостоятельная работа учащихся, ее виды
- Оглавление