48. Инновационная политика
В инновационной политике в области дидактики выделяются следующие направления:
1) прогноз, анализ и оценивание основных тенденций развития школы;
2) анализ содержания и преодоление важных разногласий и проблем в процессе функционирования образовательной системы школы;
3) создание системы дополнительного образования и образования повышенного уровня;
4) повышение уровня образовательной культуры педагогов в школах;
5) создание организационно-правовых актов и научно-методического обеспечения реализуемого в школе комплекса целевых программ развития;
6) создание и развитие социально-образовательного региона школы.
Инновационная учебно-воспитательная система предполагает следующие задачи:
1) формирование в сознании учащихся целостной и научно-обоснованной картины мира – на это должны быть направлены учебный процесс и внеклассная работа;
2) развитие у подрастающего поколения деятельного характера и творческого начала;
3) формирование гражданского самосознания, патриотизма, ответственности за судьбу Родины;
4) приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
5) формирование самосознания, педагогическая поддержка личностной самоорганизации учащегося.
Основные критерии инновационной деятельности в системе образования:
1) свободный доступ учащихся к большим объемам информации, приобщение к культуре, творчеству;
2) сохранение физического, психического и нравственного здоровья детей;
3) способность системы образования включать в себя социальные программы, направленные на решение жизненных проблем учащихся;
4) способность инновационных преобразований адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание, определять подход, обеспечивающий психологическую комфортность учащегося в образовательном процессе;
5) способность школы обеспечивать уровень воспитанности, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности и достижениям учащихся, проявленных в культурном саморазвитии.
Основные формы инновационной деятельности:
1) индивидуальная экспериментальная и инновационная деятельность педагогов (индивидуальные отчеты);
2) диагностические планы, отчеты;
3) семинары, совещания кафедр, центров, советов (планы работы, отчеты);
4) плановые консультации педагогов и работа разнообразных творческих групп;
5) разработка новых локальных актов, научно-методического и управленческого обеспечения образовательной деятельности школы;
6) научно-практические конференции, открытые семинары, курсы повышения квалификации и переподготовки педагогов и т. д.
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 4. Закономерности и принципы обучения
- 5. Законы обучения
- 6. Психологические компоненты усвоения
- 7. Принципы обучения
- 8. Характеристика современных дидактических концепций
- 9. Функции обучения
- 10. Развивающая функция
- 11. Воспитательная и образовательная функции
- 12. Содержание школьного образования
- 13. Культура как основа построения и определение содержания образования
- 14. Ступени обучения
- 15. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 16. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 17. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 18. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 19. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 20. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- 21. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- 22. Характеристика процесса обучения
- 23. Государственный образовательный стандарт
- 24. Понятие об учении и преподавании
- 25. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 26. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 27. Приемы обучения
- 28. Классификация методов
- 29. Рациональное применение различных методов обучения
- 30. Требования к организации процесса обучения
- 31. Проблемное обучение
- 32. Модульная технология обучения
- 33. Современные модели организации обучения
- 34. Успеваемость и методы ее оценки
- 35. Виды учета успеваемости учащихся
- 36. Причины неуспеваемости
- 37. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 38. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 39. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 40. Основные характеристики качества знаний
- 41. Формирование готовности школьников к самообучению
- 42. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 43. Учитель в процессе обучения
- 44. Планирование учебной работы
- 45. Педагогическая диагностика
- 46. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 47. Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство
- 48. Инновационная политика
- 49. Интенсификация процесса обучения
- 50. Принципы конструирования процесса обучения
- 51. Использование программированного обучения в школе
- 52. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 53. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 54. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- 55. Система средств обучения в учебном процессе
- 56. Самостоятельная работа учащихся, ее виды
- Оглавление