50. Принципы конструирования процесса обучения
Основной задачей дидактики является поиск различных вариантов схем учебного процесса с тем, чтобы прийти к наиболее эффективному и теоретически обоснованному пути движения учеников от незнания к знанию. Решение этой задачи сводится к раскрытию принципов конструирования процесса обучения, выявлению составных частей – звеньев учебного процесса с их специфическими функциями. Заметим, что в каждом звене реализуются общие задачи обучения: усвоения знаний, развитие мышления и речи учащихся, воображения, памяти и т. д. В то же время каждое отдельное звено выполняет специфические функции.
Звено – отдельная составная часть процесса обучения, которая представляет собой виток спиралеобразного его движения. Каждое звено можно охарактеризовать особым видом познавательной деятельности учеников в соответствии с его специфическими функциями. Полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые в совершенстве овладели принципами конструирования учебного процесса и оперируют вариантами сочетания его звеньев. В целом учебный процесс оказывается бесплодным при неполноценности отдельного звена, но и правильное выполнение отдельных процессов, расположенных хаотично, не приносит положительного эффекта, как в отношении усвоения знаний, так и общего развития учащихся. К звеньям учебного процесса относятся:
1) постановка проблемы и осознания познавательных задач;
2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учащихся;
3) закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков;
4) применение знаний, умений и навыков;
5) анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития.
Процесс обучения в той или иной предметной области характеризуется определенной последовательностью, закономерным переходом от одних фактов, понятий и законов к другим. Материал каждой отдельно взятой темы, усвоенный учащимися, призван приводить их к новым, более сложным темам. Цельность учебного процесса поддерживается единством ведущих идей науки, которые проявляются по мере изучения нового материала. Всякое преподавание ведется от созерцаемого к понимаемому, от конкретного к абстрактному, от явления к принципу или закону, от фактов к теории.
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 4. Закономерности и принципы обучения
- 5. Законы обучения
- 6. Психологические компоненты усвоения
- 7. Принципы обучения
- 8. Характеристика современных дидактических концепций
- 9. Функции обучения
- 10. Развивающая функция
- 11. Воспитательная и образовательная функции
- 12. Содержание школьного образования
- 13. Культура как основа построения и определение содержания образования
- 14. Ступени обучения
- 15. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 16. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 17. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 18. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 19. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 20. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- 21. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- 22. Характеристика процесса обучения
- 23. Государственный образовательный стандарт
- 24. Понятие об учении и преподавании
- 25. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 26. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 27. Приемы обучения
- 28. Классификация методов
- 29. Рациональное применение различных методов обучения
- 30. Требования к организации процесса обучения
- 31. Проблемное обучение
- 32. Модульная технология обучения
- 33. Современные модели организации обучения
- 34. Успеваемость и методы ее оценки
- 35. Виды учета успеваемости учащихся
- 36. Причины неуспеваемости
- 37. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 38. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 39. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 40. Основные характеристики качества знаний
- 41. Формирование готовности школьников к самообучению
- 42. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 43. Учитель в процессе обучения
- 44. Планирование учебной работы
- 45. Педагогическая диагностика
- 46. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 47. Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство
- 48. Инновационная политика
- 49. Интенсификация процесса обучения
- 50. Принципы конструирования процесса обучения
- 51. Использование программированного обучения в школе
- 52. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 53. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 54. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- 55. Система средств обучения в учебном процессе
- 56. Самостоятельная работа учащихся, ее виды
- Оглавление