28. Классификация методов
По характеру познавательной деятельности учащихся и характеру деятельности учителя (или способу усвоения видов содержания) методы разделяются на:
1. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
2. Наглядные методы. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
3. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Классификация методов обучения по характеру доминирующего над другими типа деятельности
Итак, используя данную классификацию, можно выделить две группы методов, кардинально различающихся между собой:
1) репродуктивную, при которой ученик усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности (к ним относятся объяснительно-иллюстративный, ин-формационно-рецепторный, репродуктивный методы);
2) продуктивную, отличающуюся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности (частично-поисковый, эвристический, исследовательский методы). Проблемное изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
Классификация методов обучения по компонентам деятельности
Существует четыре группы методов обучения:
1) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера;
2) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой, познавательной активности в ходе решения проблем;
3) методы, называемые также экспонирующими, с акцентом на эмоциональнохудожественную активность;
4) практические методы, характеризующиеся преобладанием практическотехнической деятельности, изменяющей окружающий мир, создающей его новые формы.
Методы самостоятельного овладения знаниями, т. е. проблемные методы
К этой группе относятся следующие методы:
1) метод случайностей (рассмотрения нескольких любых случаев);
2) ситуативный метод (схож с методом случайностей, но здесь рассматривается одна сложная ситуация);
3) дидактические игры (в основе занятия – игра). Методы экспонирующие (оценочные). Человек не только познает действительность, но и переживает ее эмоционально, а также оценивает. Эти переживания оценки связаны с интеллектуальным познанием, но не идентичны ему.
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 4. Закономерности и принципы обучения
- 5. Законы обучения
- 6. Психологические компоненты усвоения
- 7. Принципы обучения
- 8. Характеристика современных дидактических концепций
- 9. Функции обучения
- 10. Развивающая функция
- 11. Воспитательная и образовательная функции
- 12. Содержание школьного образования
- 13. Культура как основа построения и определение содержания образования
- 14. Ступени обучения
- 15. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 16. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 17. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 18. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 19. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 20. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- 21. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- 22. Характеристика процесса обучения
- 23. Государственный образовательный стандарт
- 24. Понятие об учении и преподавании
- 25. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 26. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 27. Приемы обучения
- 28. Классификация методов
- 29. Рациональное применение различных методов обучения
- 30. Требования к организации процесса обучения
- 31. Проблемное обучение
- 32. Модульная технология обучения
- 33. Современные модели организации обучения
- 34. Успеваемость и методы ее оценки
- 35. Виды учета успеваемости учащихся
- 36. Причины неуспеваемости
- 37. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 38. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 39. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 40. Основные характеристики качества знаний
- 41. Формирование готовности школьников к самообучению
- 42. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 43. Учитель в процессе обучения
- 44. Планирование учебной работы
- 45. Педагогическая диагностика
- 46. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 47. Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство
- 48. Инновационная политика
- 49. Интенсификация процесса обучения
- 50. Принципы конструирования процесса обучения
- 51. Использование программированного обучения в школе
- 52. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 53. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 54. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- 55. Система средств обучения в учебном процессе
- 56. Самостоятельная работа учащихся, ее виды
- Оглавление