logo
Методика НИРС 1

4.4. Библиографический поиск литературных источников

Приступая к поиску литературных источников, необходимо иметь ответы на следующие вопросы:

Этот этап подразумевает:

а) работу в библиотеке с алфавитным, предметным и систематическим каталогами;

б) работу со специальными журналами за последние 5 лет с целью ознакомления с новейшими достижениями в решении исследуемой проблемы;

в) работу со словарями и справочниками по отработке понятий нового аппарата научной терминологии, относящейся к исследуемой проблеме.

Данный этап работы завершается составлением рабочего списка использованной литературы и источников.

На этом этапе автор проводит конспектирование, которое осуществляется в форме свободного изложения, но обязательно со ссылкой на источник и его автора, а также в форме цитирования. Цитированием сопровождаются наиболее важные моменты, которые необходимы для подтверждения достоверности изученных фактов, мнений, взглядов.

Картографические источники – это также один из важнейших источников знаний: карта используется при изучении многих дисциплин, и особенно, географии. Без карты география не может обойтись. Карты служат как самостоятельным источником знаний, так и необходимым дополнением к тексту.

Вы должны:

а) усвоить главные свойства карт (понимать карту);

б) распознавать географическую действительность по ее изображению на карте; пользуясь картой, получать качественные и количественные характеристики объектов (уметь ее читать);

в) помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов (знать карту).

Сложное чтение карт заключается в умении:

а) анализировать серию тематических карт;

б) устанавливать по ним зависимость одних компонентов природы и общества от других, связь между явлениями;

в) составлять по ним физико-географические и экономико-географические характеристики природных и социально-экономических комплексов;

г) делать выводы об особенностях явлений, непосредственно на карте не обозначенных (проводить индикационный анализ).

Важным источником информации являются также статистические данные, оформленные в виде таблиц.

4.4.1. Библиографическая и научная информация. Библиографическая информация – это информация о том, где (в каких источниках) содержится известное знание. Библиографическую информацию можно также определить как совокупность сведений, включаемых в библиографическое описание научного документа. Последнее предполагает отражение сведений об авторе, заголовке, месте издания, годе издания и т.п. научного документа. Таким образом, библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе или его составной части, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей его характеристики и идентификации.

Научная информация – это информация о самом содержании уже известного знания, совокупность сведений об объектах и процессах действительности, являющихся предметом систематического изучения и представленных в перцептивной и рациональной форме.

Различают несколько классификаций научной информации, выделяемых по различным основаниям.

По степени аналитико-синтетической переработки информации выделяются следующие виды:

• первичная, представляющая собой непосредственные результаты научно-исследовательской работы, например, статья, монография;

• вторичная – результат аналитико-синтетической переработки первичной информации, содержащейся в одном научном документе, например, реферат, аннотация;

• третичная – обобщение существенной первичной информации, содержащейся в нескольких научных документах, для выделения главных моментов проблемы, например, в виде аналитического обзора.

По назначению:

• массовая, предназначенная для всех;

• специальная, предназначенная только для специалистов.

По способу опубликования:

• опубликованная и

• неопубликованная.

По предметной области:

• биологическая;

• историческая;

• медицинская;

• педагогическая;

• психологическая и т.п.

По содержанию (внутри предметной области):

• информация о научных фактах (класс А);

• информация о научных гипотезах, концепциях, теориях, объясняющая и объединяющая некоторую совокупность научных фактов и связей между ними (класс Б);

• информация, объединяющая некоторую совокупность научных фактов, гипотез, концепций, теорий, образующая основу данной науки или области знания (класс С);

• информация, отображающая общий подход к познанию в некоторой области знания, т.е. информация методологического характера (класс Д).

По уровню подробности информации об имеющихся в науке знаниях:

• информация об общих подходах, имеющихся трактовках и позициях авторов, работающих по теме исследования (информация 1-го уровня подробности);

• более детальная информация об основных принципах, положениях и методах работы автора в разработке темы исследования (информация 2-го уровня);

• детальная информация обо всех тонкостях позиций авторов, обоснований и доказательств полученных ими теоретических и экспериментальных данных (информация 3-го уровня).

По типу важности для исследователя, т.е. по субъективному критерию:

• релевантная информация. Отвечает на информационный запрос исследователя по некоторой интересующей его теме;

• пертинентная информация. Как правило, исследователя интересуют лишь отдельные аспекты определенной исследовательской темы. Поэтому пертинентная информация – это информация, описывающая конкретные аспекты проблемы исследования, т.е. отвечающая на непосредственную информационную потребность исследователя. Именно в этой информации прежде всего заинтересован исследователь в процессе информационного поиска;

• прототипная информация. Не вся пертинентная информация, собранная исследователем, будет положена им в основу его работы, поскольку одна и та же научная проблема может решаться с позиций различных школ, течений, направлений. Поэтому прототипная информация – это та научная информация, на которую непосредственно опирается в своей работе исследователь и по отношению к которой он получает в ходе своего исследования новую научную информацию.

4.4.2. Источники библиографии. Библиографический поиск может осуществляться посредством просмотра как специальных библиографических изданий, так и первичных научных документов (статей, монографий и т.п.).

К источникам библиографической информации можно отнести:

- справочники, словари, энциклопедии;

- библиографические издания, списки.

В крупных библиотеках составляются списки литературы по наиболее актуальным темам в различных областях науки. Исследователь может обратиться с соответствующей просьбой к библиографу, и если в библиотеке есть списки литературы по изучаемой теме, время поиска литературных источников значительно сокращается;

- прикнижную и пристатейную библиографию;

- реферативные журналы, индексы. В реферативных журналах указываются не только библиографические сведения об источнике (фамилия и инициалы автора, название, место, год издания и т.п.), но и дается краткая характеристика его содержания;

- алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек;

- обзоры, отчеты;

- библиографии библиографий. Библиография библиографий представляет собой обзор источников информации, появившихся за определенное время или объединенных по какому-либо признаку.

Последовательность и глубина библиографического поиска («Как искать?»). Например, при подготовке географической работы предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов, в первую очередь «Географии»: в двенадцати номерах этого ежемесячного журнала публикуются рефераты статей, монографий и других материалов, отечественных и зарубежных изданий по географии и смежным паукам. В зависимости or темы исследования используют и другие реферативные журналы - «Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов», «Экология человека». «Геодезия, аэрофотосъемка и картография» и др. Кроме того, можно использовать также реферативные журналы, выпускаемые Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

Более подробную информацию об исследованиях, выполняемых по интересующей теме, следует искать в самих публикациях: монографиях, сборниках, статьях научных журналов.

Глубина библиографического поиска по специальным журналам составляет пять лет. Это означает, что нужно просмотреть вышедшие за последние пять лет журналы: «Известия Русского Географического общества». В зависимости от темы работы можно также использовать многие другие периодические издания - «Вестник МГУ. Серия 5. География», «География в школе», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География», «Известия РАН. Серия географическая», «Экология», «Природа», «География и природные ресурсы», «Энергия. Экономика. Техника. Экология», «Геодезия и картография», «География», «Биология». «Экология человека», «Природа и человек (Свет)», «Геоинформатика», «Спасение: Всероссийская экологическая газета», «Природно-ресурсные ведомости», «Зеленый мир» и т.д.

Кроме этих регулярных периодических изданий, многого дает знакомство со сборниками «Вопросы географии», которые являются тематическими, также как и сборники серии «Итоги науки и техники», издаваемые Всероссийским институтом научной и технической информации (ВИНИТИ), в которых приводится полная библиографическая информация по важнейшим направлениям географической науки. Очень важным источником получения информации являются различные справочные издания, хотя в этом случае следует учитывать быстрое старение фактического материала.

Поиск библиографических источников по теме исследования можно начать с систематических и предметных каталогов библиотек, консультаций с библиографами относительно имеющихся списков литературы, знакомства с библиографическими указателями, включая библиографии библиографий. Целесообразно просмотреть литературу за период от пяти до десяти лет в зависимости от вида выполняемой научной работы – курсовой, дипломной, магистерской, кандидатской диссертации.

Основным источником подбора литературы являются каталоги, имеющиеся в каждой библиотеке. Если же в них не оказалось необходимой научной литературы, обращаются к услугам межбиблиотечного абонемента (МБА), по специальному заказу необходимые книги можно затребовать из любой библиотеки России.

Почти во всех книгах есть список литературы, который дает представление о наиболее значительных работах в соответствующей научной отрасли.

Фондовые материалы представляют собой отчеты научных или производственных организаций о проведенных исследованиях по определенной теме и хранятся в фондах (архивах) тех учреждений, где были составлены.

Основной формой изучения литературы по теме курсовой и дипломной работы является составление конспекта прочитанных книг и статей. Как правило, записи должны быть сделаны своими словами. Записывать нужно не все то, что говорит автор, а выбирать самые главные его мысли: это может быть выписывание готовых положений, подробных фактов, фиксирование самых существенных положений. Кратко сформулированные основные положения (тезисы) записываются своими словами.

Абзацы и отдельные фразы, взятые из текста конспектируемой работы, пишутся в кавычках с указанием страницы работ. В конспекте желательно отметить, в какой части будущей работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника. Важно также записывать свои мысли и суждения, возникающие непосредственно при чтении того или иного источника. Записи следует производить упорядоченно, с краткими формулировками в сжатой форме.

Каждую работу нужно конспектировать на отдельных листах. Составленные конспекты работ следует разложить по главам и параграфам заранее составленного гипотетического содержания и по необходимости подкорректировать последнее.

Готовых рецептов чтения научной литературы не существует. Однако можно рекомендовать такую схему проработки материалов источников: ознакомиться по оглавлению с общим содержанием и структурой работы, прочитать реферат (аннотацию), введение и заключение, чтобы определить степень важности данного литературного источника; после этого принимается решение, какие главы и разделы необходимо законспектировать.

Следует подчеркнуть необходимость критического отношения к источникам по следующим причинам. Во-первых, в содержании и выводах некоторых устаревших работ могут содержаться заведомо неверные позиции. Во-вторых, даже при чтении работ современных ученых приходится считаться с разным уровнем их выполнения, встречаться с устаревшими фактами, ошибочной их интерпретацией, со спорными положениями. В-третьих, возможны случаи приведения непроверенных фактов, просто опечатки. В связи с этим необходимо в ходе исследования выработать свою точку зрения по данному вопросу.

4.4.3. Способы фиксации библиографической информации. Найденную библиографическую информацию можно фиксировать с помощью рабочего списка литературы и источников по теме исследования.

Рабочий список целесообразно вести по видам источников: 1) монографии, учебники; 2) статьи; 3) авторефераты, диссертации 4) фондовые материалы и другие источники.

На каждый вид источников резервируется определенное количество пустых мест (номеров) для записи найденных публикаций. Например, на крупную форму (монографии, учебники) закладываются 99 мест и резервируются номера с 1-го по 99-й. На мелкую форму (статьи) – 49 мест (обычно статей бывает меньше, чем монографий и учебников) и резервируются номера с 100 по 149. Номера с 150 по 199 – на диссертации, авторефераты, содержащие наиболее концентрированную научную информацию. И номера с 200 и далее – для фондовых и других материалов. Таким образом, рабочий список литературы в состоянии охватить 200 с лишним источников, что достаточно для подготовки обзора даже для кандидатской диссертации. При выполнении курсовой или дипломной работы объем рабочего списка можно сохранить, но заполнить гораздо меньше пунктов и оставить остальные места свободными.

Достоинство рабочего списка литературы заключается в том, что в нем каждый источник получает только один номер. В результате в дальнейшем, при проведении просмотрового и изучающего чтения, вы можете оперировать не полным библиографическим описанием литературного источника, а его номером.

Рабочий список литературы следует отличать от списка литературы, который приводится в конце начисто оформленного научного произведения. Первый заполняется по мере нахождения библиографических источников без учета алфавита и имеет смысл лишь в сочетании с гипотетическим содержанием по теме исследования. Можно сказать, что он является элементом исследовательской «кухни». Список литературы в конце оформленной научной работы приводится в соответствии с ГОСТом 7.1.-2003. (см. п. 4.4.4.).

4.4.4. Правила библиографического описания научного документа. Составление библиографического описания научного документа регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления. Библиографическое описание документа состоит из приводимых в определенной последовательности фрагментов (областей описания). Каждый из них содержит сведения о конкретном признаке издания, статьи и т.п.

Схема библиографического описания научного документа предполагает указание следующих сведений:

Источником сведений для библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющие его. Описание составляется под фамилией первого автора, если авторов не более 3-х, и под заглавием, если авторов 4 и более, и авторы указаны не на титульном листе.

Авторов-однофамильцев даете в алфавите их инициалов. Труды одного автора – в алфавите названий или в хронологическом порядке их изданий, причем, если в одном и том же году были изданы несколько работ, то после года пишут а, б, в и т.д., например: «1989а», «1990б».

Вначале списка литературы приводят источники на русском языке или на языках, в основу письменности которых положен русский или славянский алфавит (болгарский, сербский, алтайский, якутский и др.). Далее приводят источники, написанные на языке, в основу алфавита которого положена латынь (в порядке латинского алфавита). В конце списка приводятся источники китайские, корейские, японские, хинди и т.п. на языке оригинала.

Сведения, относящиеся к заглавию, пишутся после двоеточия, например: «учебник», «сборник трудов» и др.

Сведения об ответственности, пишутся после косой черты, например: «/Сост.», «/Под ред.», «/Отв. ред.».

При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника) и страницы соблюдаются следующие правила: все сведения даются арабскими цифрами; они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении (Т.4.; Кн.2.; Разд.З.; Вып.5.; Гл.4; С. 120-134; 123 с. и т.д.).

Если имеется два места издания, указываются оба, отделяются друг от друга точкой с запятой, например: «М.; СПб.». Приняты следующие сокращения: Москва - М., Ленинград - Л., Санкт-Петербург - Cпб., Петербург - Пб., Нижний Новгород - Н.Новгород, Ростов-на-Дону - Ростов н/Д., Мн. - Минск, Лондон - L., Нью-Йорк - N.Y., Париж - Р.

Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишется «Б.Г.» или «S.A.» (для иностранных изданий).

При описании архивных материалов следует указать: название архива, фонд (ф.), опись (оп.), дело (д.), лист (л.).

В библиографическом описании неопубликованных материалов приводятся сведения о месте хранения.

Пример:

Шарина У.В. Факторы, влияющие на смертность в регионах России (на примере смертности от болезней системы кровообращения): Дипломная работа / У.В. Шарина. – М.: МНЭПУ, Экологический факультет, 2000. – 65 с. (Кафедра экологии человека экологического факультета МНЭПУ).

Другие примеры составления библиографического описания в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. см. в Приложении 10.

4.4.5. Просмотровое чтение. Основной целью просмотрового чтения является ознакомление с большим количеством зафиксированных в рабочем списке литературы библиографических источников по теме исследования. Для проведения просмотрового чтения вам необходимо в проспекте вашей работы предусмотреть план просмотра библиографических источников.

Поскольку в рабочем списке литературы каждый источник имеет только один номер, то план просмотра представляет собой перечень соответствующих цифр. При составлении этого плана необходимо учитывать значение источника для удовлетворения информационной потребности исследователя и время его опубликования.

Для определения значимости библиографических источников вы можете, ориентируясь на название, оценить их по четырех- или пятибалльной шкале. Если содержание источника точно по теме исследования, то он оценивается в пять баллов. Если он близок к изучаемой теме – четыре балла, если его содержание отвечает теме – три балла, возможно, отвечает – два балла. Если, скорее всего, не по данной теме, но надо проверить – один балл. На первые места в плане просмотра ставятся источники, имеющие наивысшие баллы, а на последние – наименьшие.

Однако среди источников, имеющих, например, пятибалльную оценку, одни опубликованы в 2005 году, а другие в 1990 году. С каких нужно начинать просмотр? От начала, чтобы проследить развитие идеи, или с конца? Ответ таков: начинать нужно с последних опубликованных источников. Целью подготовки обзора, если это не специальное историческое исследование, является не прослеживание генезиса развития взглядов авторов, а выход на границу известного и неизвестного по изучаемой проблеме. Исторический путь просмотра источников не оградит от возможного дублирования исследований.

В чем заключается просмотровое чтение? Основной целью является знакомство с большим количеством источников за небольшой промежуток времени. Что не нужно делать на этом этапе исследовательской работы? Не нужно «проваливаться» на уровень детального изучения источников. Хотя такая потребность у исследователя возникает в том случае, когда он после долгого поиска встречает такой источник, который прямо и непосредственно отвечает его информационному запросу.

Результатом просмотрового чтения является изменение весовых характеристик библиографических источников из рабочего списка литературы. Ведь вначале вы ориентировались только на название источника. Однако за ним может стоять различное содержание. Бывает так, что по названию источник подходит, а при знакомстве с ним оказывается, что он отношения к изучаемой теме почти не имеет. В этом случае, например, первоначальная пятерка превращается в двойку. Бывает и так, что по названию источник получил три балла, а при ознакомлении с ним оказалось, что это то, что нужно. Тогда он получает наивысшую оценку. Завершается «переоценка ценностей» составлением списка наиболее значимых для проводимого исследования источников (их, как правило, оказывается не так много).

Состояние исследователя до и после просмотрового чтения. Если вначале вы ощущали себя песчинкой в море информации, то теперь появляется чувство уверенности. Вы видите «перекличку» авторов, знаете, кто занимается данной темой, какие подходы при ее изучении выделяются и т.п.

4.4.6. Изучающее чтение и написание обзора. Изучающее чтение предполагает внимательное прочтение выделенных на предыдущем этапе библиографических источников. При этом также делаются пометки в вашем проспекте-содержании. В результате информация распределяется по его отдельным пунктам. Когда на эти пункты набирается достаточное количество информации (семь-десять фрагментов информации на один пункт), можно приступать к написанию текста.

Для написания текста вам необходимо взять источники с фрагментами информации по выбранному пункту и прочитать их. Если пункт содержит, например, семь фрагментов информации по полстраницы каждый, то нужно будет прочитать приблизительно 3,5 страницы. После прочтения этих фрагментов у вас, как правило, возникает чувство полной ясности; вместе с тем, вы чувствуете, что объема памяти не хватает для того, чтобы обнаруженную информацию сохранить в течение длительного времени. Возникает потребность в письменном изложении прочитанного. Упорядочив полученную информацию, можно приступать к ее письменному изложению.