logo
Методика НИРС 1

2.4. Гипотеза и задачи исследования

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования, носящего опытно-экспериментальный характер.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Примеры.

(тема «Оценка эффективности методов решения психодиагностических задач»)

«Гипотеза. Эффективность решения психодиагностических задач в значительной степени определяется выбором стратегии диагностического мышления психологов.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить основные характеристики диагностического поиска и сформулировать принципы моделирования психодиагностических задач.

2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие трудности обучения.

3. Разработать лабораторную методику исследования процесса решения диагностических задач, воспроизводящую логику постановки психологического диагноза в реальных условиях.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей решения диагностических задач практическими психологами и учителями.»

(тема «Изучение особо охраняемых природных территорий в школьном курсе географии»)

«Для достижения поставленной цели выдвинут ряд задач:

1. Проанализировать теоретические основы исследования.

2. Рассмотреть региональную систему ООПТ (выделить особенности на конкретном природном объекте).

3. Проанализировать программу изучения географии ХМАО для определения возможности углубленного изучения данной темы.

4. Разработать занятия по изучению данной темы в среднем звене школьников (8-9 класс) и апробировать.

5. Разработать систему оценки эффективности разработки и оценить успешность апробации.»

(тема «Полевой практикум по изучению почв – как звено организации научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях летнего лагеря»)

«Задачи:

  1. Анализ методов полевого изучения почвенного покрова.

  2. Апробация полевого практикума в условиях контрастных природных зон с целью уточнения видового разнообразия зональных типов почв.

  3. Разработка программы ознакомления учащихся с методами и приемами научно-исследовательской работы.

  4. Реализация программы в условиях летнего лагеря на примере изучения почвенного покрова учащимися.»