logo
Методика НИРС 1

2.1. Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для дипломной работы достаточно в пределах одной, для курсовой работы – половины страницы машинописного текста показать главное.

Можно предложить два основных направления ее характеристики.

Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела.

Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Пример: (тема «Изучение особо охраняемых природных территорий в школьном курсе географии»)

«Кризисное состояние природной среды в развитых странах, и в том числе России, сложилось уже в начале ХХ века. Российское Правительство вынуждено было приступить к законодательному регулированию природопользования. В конце XIX и начале XX века в России был создан первый заповедник на Камчатке (1882 г.), принят Лесной кодекс, Закон об охраняемых территориях (1916 г.). Г.А. Кожевниковым и В.С. Семеновым-Тян-Шанским разработан план сети заповедников по всей территории России, создано общество охраны природы (1910 – 1911 гг.). Однако законодательное регулирование природопользования до сих пор несовершенно, поэтому тема охраны природы на сегодняшний день актуальна как никогда. Пожалуй, основное направление охраны природы, более или менее реализуемое в настоящий момент, - это создание особо охраняемых природных территорий как биологических и ландшафтных резерватов.

В то же время очень мало делается в другом направлении охраны природы – в формировании нового, экологически ориентированного мировоззрения, которое бы позволило в конечном итоге уйти от существующей неразрешимой дилеммы: создание ООПТ производится для охраны их природных богатств от самих себя. Поэтому подрастающему поколению необходимо знать об ООПТ их развитии и формировании, расширять кругозор в области природопользования. Так же не менее важным остается изучение родного края, в том числе охраняемых территорий. Данные опроса школьников после изучения курса «География ХМАО» (8-9 класс), где одной из тем является изучение особо охраняемых природных территорий округа, показали слабые остаточные знания по данной теме. Все перечисленное определило ее актуальность.»