logo
Методика НИРС 1

1.2. Курсовая работа

Курсовая работа – самостоятельная научно-исследовательская или научно-практическая работа студентов университетов, педагогических, экономических, юридических, культуры и искусства и др. вузов, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. На 2-3-м курсах курсовые работы носят обычно реферативный характер, на старших – исследовательский. Темы курсовых работ разрабатываются и утверждаются кафедрами вузов. При соблюдении определенных условий курсовая работа в дальнейшем может послужить основой дипломной работы.

Выполнение курсовой работы преследует следующие цели:

В состав курсовой работы входят: титульный лист, содержание, введение, основной текст, заключение, список источников, приложения. Структуру основного текста чаще всего образуют главы (две, три, реже – больше), которые, в свою очередь, подразделяются на параграфы, и, если потребуется, подпараграфы. Первой главой основного текста всегда является литературный обзор по выбранной теме.

Объем курсовой работы обычно не превышает 25-30 стр. машинописного текста.

Список источников должен содержать не менее 25-30 наименований.

В зависимости от поставленной цели, курсовая работа может иметь разные формы:

1. Курсовая работа реферативного типа, цель которой – на основе изучения литературных источников выделить и проанализировать различные точки зрения по актуальным проблемам науки, обосновать их значение в решении данной проблемы. В ней возможно изложение собственного видения проблемы, попытаться развить анализируемый подход к решению проблемы, указать на преимущества и перспективность того или иного подхода.

2. Курсовая работа практического (прикладного) характера, в которой теоретический анализ проблемы сочетается с данными опыта работы в избранной сфере деятельности. В такой курсовой работе изучается и анализируется опыт; в ней представлены расчеты, графики, таблицы, схемы, иллюстрации и др.

3. Курсовая работа опытно-экспериментального типа предполагает описание проведенного эксперимента и анализ результатов, а также разработку рекомендаций по их практическому применению.

Выполнение курсовой работы, как правило, начинается с индивидуальной беседы руководителя со студентом, в ходе которой уточняется тема. Желательно заранее подготовиться к этой беседе, составив рабочий план (см. гл. 4, п. 4.3) предполагаемой работы. Это необходимо сделать для того, чтобы разобраться, какой именно аспект будет изучен конкретным студентом в рамках выбранной темы, т.к. курсовая работа обычно предполагает исследование именно одного из аспектов проблемы.

В ходе работы над курсовой студент регулярно получает консультационную помощь у руководителя, который помогает найти путь к решению поставленных задач. Последовательный ход выполнения поставленных задач фиксируется в дневнике научно-исследовательской работы, который вместе с законченной курсовой работой, подписанной студентом и руководителем, сдается на кафедру. Курсовые работы, выполненные на старших курсах, подлежат публичной защите на заседании выпускающей кафедры.

Студентами технических специальностей обычно выполняются курсовые проекты. И если курсовая работа – вид самостоятельной научно-исследовательской работы студента, то курсовой проект – самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного года (курса, семестра) студентами технических специальностей вузов и учащихся техникумов под руководством профессоров и преподавателей. Обычно состоят из графической части (чертежей) и расчётно-объяснительной записки. Содержание курсового проекта может включать: технико-экономический анализ сравнения вариантов инженерных технических решений; составление схемы сооружения; разработка и расчёт конструкций сооружений, машин, аппаратов, станков, а также организации планирования и управления производством и др. Задания для курсового проекта индивидуальные. В большинстве учебных заведений студенты (учащиеся) за период обучения выполняют 4-5 курсовых проектов. Система курсовых проектов позволяет закреплять теоретические знания студентов (учащихся), формировать у них умение применять знания при решении прикладных задач, подготавливает к выполнению дипломного проекта и к самостоятельной работе по избранной специальности, способствует развитию творческих способностей.