4.5. К кому вы обращаетесь?
Кому адресован ваш текст? Руководителю? Всем студентам/ученым, кто соприкоснется с ним впоследствии? Обычному неподготовленному человеку? Это будет книга для широкой публики или сообщение для членов ученого совета?
Обдумайте эти вопросы. Тем самым определится и форма изложения, и степень логической отчетливости в вашей голове.
Существует ошибочное представление: принято думать, будто популяризующий текст, где все разъяснено, чтоб всем было понятно, требует меньшей квалификации, нежели специальный научный доклад, полный формул, понятных только избранным. Это не так. Конечно, открытие Эйнштейна, что Е = mс2, потребовало больше гениальности, чем работа над лучшим учебником физики. Но в принципе, если не растолкованы (пусть даже с чрезмерной тщательностью) употребляемые термины, создается ощущение, что пишущий не до конца в себе уверен, не в пример другому, кто высвечивает каждую отсылку и каждую связь. Возьмите великих ученых, и вы увидите, что за редчайшими исключениями все они прозрачны и не гнушаются тщательно разжевывать любую мысль.
Скажем теперь, что ваша работа есть сочинение, которое по своему статусу обращено к руководителю и к рецензенту, но при этом может использоваться для чтения и справок многими читателями, в том числе специалистами в других областях науки.
Поэтому географическому диплому не обязательно начинаться с объяснения, что такое география, в вулканологической работе нет нужды объяснять понятие вулкана, но дальше насчет всего, что хоть немного сложнее этого уровня очевидности, следует предоставлять читателю любые возможные пояснения и данные.
Решив, к кому адресоваться (ко всему человечеству, не только к своему рецензенту!), следует найти интонацию. Это очень деликатное дело. Будь на свете универсальные правила, все бы были великими писателями. Можно только посоветовать переписать диплом несколько раз или написать что-либо другое до того, как начнете работать над дипломом, поскольку писанье — еще и вопрос тренировки; в любом случае могу попробовать дать вам несколько самых общих рекомендаций.
Для научного текста всегда предпочтительнее функциональный ключ, все термины должны быть унифицированными и однозначными. Т.е. прежде всего объясняется вся терминология, за вычетом самых базовых и устоявшихся слов профессии.
Вводите определения всех терминов, когда они появляются в первый раз. Не можете дать определения термина — не употребляйте. Если речь об одном из главных терминов вашего диплома, а вы не можете дать ему определение — бросайте писать диплом. Вы ошиблись в выборе темы (или профессии).
Если фразы выходят слишком длинные, пишите как выходят, но потом члените. Не опасайтесь дважды повторить подлежащее. Избегайте местоимений и придаточных предложений.
Почаще делайте абзацы. Делайте их, когда меняется тема, когда требует ритм, и вообще чем чаще, тем лучше.
Пишите все, что вам приходит в голову, но только в черновике. Потом вы обнаружите, что увлеклись и сбились с основной дороги. В следующей редакции вы вырежете все, что было отступлением, уберете все пассажи в скобках и переставите их в сноски или в приложения (см. ниже).
Используйте руководителя как подопытного кролика. Необходимо, чтобы руководитель читал первые главы (а впоследствии и полный текст) как можно раньше срока сдачи работы. Реакция руководителя имеет большое значение. Не играйте в гениального отшельника.
Не зацикливайтесь на том, чтоб писать с начала. Может, раньше всего вы созреете писать четвертую главу, параграф пятый. Оттуда и начинайте с непринужденностью, как будто вы уже довели до ума все предшествующие главы. Не бойтесь. Разумеется, надо иметь отправную точку, но у вас же есть «содержание», которое вам сопутствует с первой минуты до последней минуты.
«Я» или «мы»? Выражаться ли от первого лица? Писать ли «я полагаю, что...»? Некоторым «я» кажется даже приличнее, нежели «императорское» «мы». Однако, в научных текстах «мы» уместнее – пишущий «мы» имеет в виду себя плюс читателя. В процесс писания вовлечены две стороны. Я пишу для того, чтоб ты читал и воспринимал то, что я излагаю.
Еще более уместно как-то обходить личные местоимения и использовать безличные конструкции, то есть: «можно сделать вывод», «представляется доказанным», «в данном случае следует сказать», «кажется», «невозможно согласиться еще и потому что», «анализ этого текста дает...» и так далее. Не надо писать «статья, которую я только что процитировал» или «статья, которую мы только что процитировали», если можно написать «только что процитированная статья». Хотя вполне допустимы фразы типа «только что процитированная статья убеждает нас, что...».
- Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- 1. Основные формы представления результатов научно-исследовательской работы
- 1.1. Реферат
- 1.2. Курсовая работа
- 1.3. Выпускная квалификационная (дипломная) работа
- 050104 (033300) – Безопасность жизнедеятельности
- Глава 1. История развития заповедного дела.
- Глава 2. Классификация особо охраняемых природных территорий.
- Глава 3. Формирование представления об особо охраняемых природных территориях в школьном курсе географии хмао.
- Глава 1. Проблема изучения рекреационных ресурсов.
- Глава 3. Формирование представления о рекреационных ресурсах в школьном курсе географии.
- Глава 1. Природные условия территории нефтепровода.
- Глава 2. Ландшафтная структура территории.
- Глава 3. Современное экологическое состояние территории нефтепровода Возей – Головные сооружения.
- Глава1. Литературный обзор.
- 1.5. Защита научно-исследовательской работы: как подготовить доклад
- Критерии оценки качества доклада
- Рекомендации
- Примерная структура доклада (1)
- Структура речи (2)
- Интрига (3) –
- Структура иллюстраций (4)
- 1.6. Процедура защиты выпускных квалификационных работ
- 2. Понятийный аппарат научного исследования
- 2.1. Актуальность темы исследования
- 2.2. Цель исследования
- 2.3. Объект и предмет исследования
- 2.4. Гипотеза и задачи исследования
- 2.5. Методика исследования
- 2.6. Научная новизна
- 2.7. Практическая значимость
- Элементы понятийного аппарата научного исследования разного характера
- 3. Структура работы
- 3.1. Титульный лист
- 3.2. Аннотация
- 3.3. Содержание
- 3.4. Введение
- 3.5. Основная часть
- 3.6. Заключение
- 3.7. Список источников
- 3.8. Приложения
- 4. Рекомендации по организации работы и оформлению результатов исследования
- 4.1. Организация работы
- Примерный календарный план выполнения курсовой (дипломной) работы
- 4.2. Выбор темы исследования
- 4.3. Составление рабочего плана исследования
- 4.4. Библиографический поиск литературных источников
- 4.5. К кому вы обращаетесь?
- 4.6. Цитирование
- 4.7. Примечания
- 4.8. Еще раз о содержании
- 4.9. Вы идете на защиту
- Памятка о четырех главных способах борьбы с нехваткой времени при подготовке письменной работы
- Заключение
- Список литературы
- Образец заявления о закреплении темы дипломной работы
- Акт Проверки достоверности первичной документации и личного участия автора дипломной работы на тему:
- Пример оформления титульного листа курсовой работы
- Пример оформления содержания дипломной работы
- Тема: «Эколого-просветительская деятельность Воронежского государственного биосферного заповедника» содержание
- Примеры библиографического описания
- Учебно-методическое издание