logo
ответы

Принципы формирования безопасного поведения.

Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:

Последовательности:

Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.  Такую работу следует проводить уже  с раннего возраста.

Воспитание собственным примером: Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам.

Соответствие формы обучения возрасту ребёнка:

Целесообразность того или иного поведения д-а выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения той или иной информации в различных его формах.

Включённость обучения в контекст повседневной жизни:

Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности.  Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые   обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т. Д .Поощрения ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих: Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо.      Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо  запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и м-т применяться          практически.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие виды работы в семье по воспитанию безопасного поведения детей:

Ознакомление через произведения художественной литературы:загадок, сказок С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.;  стихов Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.;рассказов В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»;рассматривания иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.;рассматривания плакатов, наборов открыток и др.Очень важно родителям побеседовать с ребенком о прочитанном произведении, уточнить мнение ребенка о поступке героев.

Игровая деятельность:дидактические игры: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь»,  «Раз, два, три, что может быть опасно – найди». Наблюдения и экскурсии на их протяжении  обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации, находя вместе с ребенком правильный выход. Особое значение  для овладения ребёнком азбукой дорожного движения приобретают прогулки взрослых с детьми, в процессе  которых можно обучать умению ориентироваться в дорожной обстановке, понимать и соблюдать требования безопасности. Совместная творческая деятельность детей и родителей. За безопасность детей отвечают родители, воспитатели.