Методы семейного воспитания
Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания, это способы воздействия на сознание, волю, чувства и поведение воспитанника. Прием воспитания - это часть общего метода, отдельное педагогическое воздействие.
Классификация методов
Методы воздействия на сознание, волю и чувства (Убеждение) | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (Упражнение) | Методы стимулирования (мотивация) |
Рассказ Объяснение и разъяснение Этическая беседа Внушение Увещевание Инструктаж Обсуждение проблемы Пример родителей С помощью этих методов даются знания о нормах и правилах поведения, формируются нравственные чувства и переживания | Приучение Педагогическое требование Общественное мнение свей семьи Поручение Воспитывающая ситуация Вовлечение ребенка в дела семьи (трудовые, экономические, жизненные проблемы) С помощью этих методов приучают детей совершать нравственные поступки, отвечать за свои действия, формируют положительные черты характера | Корректное соревнование Поощрение Наказание
С помощью этих методов формируется положительная или отрицательная оценка поступков, действий, взглядов человека, предупреждаются негативные действия |
Разъяснение – эмоционально – словесное воздействие на воспитанника по сообщению новых нравственных положений или для выработки правильного отношения к определенному поступку. Этическая беседа – это последовательное обсуждение нравственного вопроса с целью углубления и упрочения нравственных понятий, формирования системы взглядов и убеждений. Внушение – это воздействие на бессознательную сферу психики человека, чтобы он принял определенное решение или установки. Этот метод усиливает другие методы воспитания.
Увещевание сочетает в себе просьбу с разъяснением и внушением. Инструктаж – краткое пояснение порядка действия в определенной ситуации. Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Пример – это конкретный образец для подражания в поведении, действиях, речи и взглядах. Упражнение – это многократное повторение требуемых действий, которые впоследствии становятся привычкой. Упражнения бывают двигательными, нравственными, гигиеническими, интеллектуальными, коммуникативными и т.п. Требование – это точные, понятные, конкретные указания стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанников. Требования бывают прямыми, когда четко указывают, как надо поступать и косвенными, когда требования предъявляют как совет, как просьба, одобрение и доверие. Требования должны быть реально выполнимыми и малочисленными. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение с целью выработки требуемых качеств личности. Приучать - значит заставлять ребенка, что-то делать. Поручения позволяют приучить воспитанника к положительным поступкам. Поручения нельзя объяснять конкретно и подробно, чтобы не подавить инициативы воспитанника, но продумать систему контроля и оценки его поведения. Воспитывающая ситуация – метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. ( произошел случай и родитель разбирает его с ребенком). Наказание – это метод предупреждения нежелательных поступков, вызывающий чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей, лишение самого желаемого или ограничение определенных прав, выражение морального порицания и осуждения. Поощрение – это положительная оценка действий и поведения воспитанника. Соревнование – это направление естественной потребности ребенка к соперничеству на воспитание нужных воспитаннику и обществу качеств и черт личности.
- Фгос дошкольного образования: цели, задачи, совокупность требований
- Методы семейного воспитания
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников.
- 2. Специфика отцовской любви
- Общая характеристика законодательства, регулирующего отношения в сфере образования
- Влияние порядка рождения на личность ребенка
- Право на образование, государственные гарантии его реализации. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
- Игрушка в жизни ребенка. Классификация игрушек, требования к ним.
- Система образования в Российской Федерации.
- Структура годового плана доо
- Правовой статус образовательных организаций.
- Вариативные формы дошкольного образования
- Устав образовательной организации. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
- Адаптация детей к дошкольной образовательной организации.
- Портфолио воспитателя: структура и содержание разделов
- Правовой статус педагогических работников. Меры социальной поддержки педагогических работников. Обязанности и ответственность педагогических работников
- Факторы, определяющие формирование родительства
- Педагогика как наука, объект и предмет исследования. Основные педагогические категории
- Родители (законные представители) – как участники образовательного процесса
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- Типы дисгармоничного воспитания
- Предмет и функции дошкольной педагогики как науки. Организация дошкольного образования в свете фгос
- 2 Часть вопроса
- Формы и методы воспитания дошкольников. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника
- Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей
- Специальная педагогика как наука. Объект и предмет, субъекты основные понятия специальной педагогики.
- Дивиантное (отклоняющееся от нормы) материнское поведение и его причины
- Родительская любовь как психологический феномен
- Организация предметно-развивающей среды в доо.
- Структура годового плана доо
- Природа и генезис материнства
- Принципы специального образования
- Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей
- Основные требования к разработке образовательной программы доо
- Социокультурные традиции родительства
- Стадии психологического развития ребенка и развитие его идентичности
- Авторская программа педагога. Принципы построения и структура
- Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
- Методическая работа в доо. Цели и основные задачи.
- Особенности структуры образовательной программы доо в соответствии с фгос
- Сенсорное воспитание в доо: понятие, значение, задачи, содержание, методика.
- Принципы формирования безопасного поведения.