logo
ответы

Методы семейного воспитания

Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания, это способы воздействия на сознание, волю, чувства и поведение воспитанника. Прием воспитания - это часть общего метода, отдельное педагогическое воздействие.

Классификация методов

Методы воздействия на сознание, волю и чувства (Убеждение)

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (Упражнение)

Методы стимулирования

(мотивация)

Рассказ

Объяснение и разъяснение

Этическая беседа

Внушение

Увещевание

Инструктаж

Обсуждение проблемы

Пример родителей

С помощью этих методов даются знания о нормах и правилах поведения, формируются нравственные чувства и переживания

Приучение

Педагогическое требование

Общественное мнение свей семьи

Поручение

Воспитывающая ситуация

Вовлечение ребенка в дела семьи (трудовые, экономические, жизненные проблемы)

С помощью этих методов приучают детей совершать нравственные поступки, отвечать за свои действия, формируют положительные черты характера

Корректное соревнование

Поощрение

Наказание

С помощью этих методов формируется положительная или отрицательная оценка поступков, действий, взглядов человека, предупреждаются негативные действия

Разъяснение – эмоционально – словесное воздействие на воспитанника по сообщению новых нравственных положений или для выработки правильного отношения к определенному поступку. Этическая беседа – это последовательное обсуждение нравственного вопроса с целью углубления и упрочения нравственных понятий, формирования системы взглядов и убеждений. Внушение – это воздействие на бессознательную сферу психики человека, чтобы он принял определенное решение или установки. Этот метод усиливает другие методы воспитания.

Увещевание сочетает в себе просьбу с разъяснением и внушением. Инструктаж – краткое пояснение порядка действия в определенной ситуации. Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Пример – это конкретный образец для подражания в поведении, действиях, речи и взглядах. Упражнение – это многократное повторение требуемых действий, которые впоследствии становятся привычкой. Упражнения бывают двигательными, нравственными, гигиеническими, интеллектуальными, коммуникативными и т.п. Требование – это точные, понятные, конкретные указания стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанников. Требования бывают прямыми, когда четко указывают, как надо поступать и косвенными, когда требования предъявляют как совет, как просьба, одобрение и доверие. Требования должны быть реально выполнимыми и малочисленными. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение с целью выработки требуемых качеств личности. Приучать - значит заставлять ребенка, что-то делать. Поручения позволяют приучить воспитанника к положительным поступкам. Поручения нельзя объяснять конкретно и подробно, чтобы не подавить инициативы воспитанника, но продумать систему контроля и оценки его поведения. Воспитывающая ситуация – метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. ( произошел случай и родитель разбирает его с ребенком). Наказание – это метод предупреждения нежелательных поступков, вызывающий чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей, лишение самого желаемого или ограничение определенных прав, выражение морального порицания и осуждения. Поощрение – это положительная оценка действий и поведения воспитанника. Соревнование – это направление естественной потребности ребенка к соперничеству на воспитание нужных воспитаннику и обществу качеств и черт личности.