logo
билеты по логопедии 5 курс

41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.

Это нарушение процессов формирования произносительной системы языка вследствие дефектов восприятия фонем. Встречается при: дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании,

Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, позднее Т. В. Волосовец, Т. В. Туманова.

Преодоление ФФНР достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Учет: ФФНР, клиники и возраста. Вед деятельность- игра. Материал подбирается с позиции онгенетического принципа, речевой материал с учетом возраста, учитывается симтоматика и механизм клинического дефекта. Постановка (уточнение прав артикуляции_ – автоматизация – дифференциация + формирование фс и фв (гласные. Согласные, слог) + связь звука с буквой.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

На материале правильного произношения звуков осуществляется следующее:

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

- развитие словаря детей путем привлечения вынимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному значению слов;

- развитие произвольного внимания и памяти.

Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводится на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1 этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2 этап дифференциации).

На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, то есть умение слышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.

В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыками звукослогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов.

За это же время практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Наряду с закреплением всех полученных навыков ребенка необходимо познакомить с буквами, научить объединять буквы в слоги и слова, охватывать взглядом одновременно две буквы, уяснять значение прочитанного.