22. Психологическая точка зрения на заикание.
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
С точки зрения Р.Е. Левиной развитие речевой деятельности предполагает формирование языковых средств и коммуникативных средств у ребенка.
1 часть теории: В раннем детстве (2-4 лет) т.е. в возрасте бурного развития фразовой речи, языковые средства развиваются быстрее, чем коммуникативные и в норме каждый ребенок проходит через этап физиологического заикания.
В норме физиологическое заикание исчезает спонтанно. Происходит это потому. что уровень развития коммуникативных средств начинает соответствовать уровню развития языковых средств.
При различных неблагоприятных факторах физиологическое заикание остается и закрепляется:
-соматическая ослабленность ребенка, следовательно, ослабленность В.Н.Д.
-ранее бурное речевое развитие, чрезмерная речевая активность, непомерные требования.
-ослабленный тип В.Н.Д., передаваемый ребенку по наследству.
Заикание происходит из – за нарушения отбора требуемых языковых средств ребенка не знает, что сказать.
2 часть теории: ребенок с простых форм общения переходит на сложные, т.е. повышенная эмоциональная нагрузка в момент речи.
По Левиной заикание возникает в моменты перехода от простых к сложным формам общения, т.е. заикание связано с появление контекстных форм речи (при отсутствии наглядности, при общении с незнакомыми людьми - симптоматика возрастает).
Левина выделила два основных направления коррекции:
1 – это переход ребенка со сложных форм общения на простые, и затем постепенный переход от ситуативных форм речи к коммуникативным с постепенным усложнением эмоционального фона ситуации общения.
2 – это направление связанное с коррекцией внеречевых процессов с помощью проведения воспитательной работы.
Содержание 1 направления: перевести ребенка на простые формы общения с наглядностью: дается алгоритм проговаривание высказывания (Что это? цвет, форма, величина, материал).
постепенное усложнятся ситуация общения (в кабинете, за пределами кабинета, убирается наглядность, игры с/р., коррекция идет по программе д/с.).
Содержание 2 направления: соблюдение режимных моментов, планирование собственной деятельности – за этим следят воспитатели.
Организация логопедической работы в д/с.:-занятие проводится ежедневно; -продолжительность занятия 20-25 минут; -подгруппы в зависимости от тяжести заикания.
Степень тяжести заикания выявляется при проверки ситуативной и контекстной речи.
Обследуя, ребенка логопед должен тщательно фиксировать, с какого задания у ребенка начинается заикание, характер заикания:
тяжелым – считается заикание, если ребенок начинает заикаться с первого задания с ситуативной формы речи.
средний степенью заикания – считается заикание, которое возникает со второго задания по обследованию контекстной речи.
легким – считается, если ребенок заикаться начинает при самых сложных заданиях.
Содержание логопедической работы в д/с.
1 квартал (3 месяца) – работа над речью ведется на основе наглядной опоры (натуральные объекты, картинки, игрушки). Отрабатывается вопросно – ответная форма речи. Вопросы должны быть четкого и конкретного характера. Желательно включать слова, которые ребенок может использовать при ответе. Ребенок должен отвечать коротко и точно, без замедления темпа речи, без слитного и плавного проговаривания опираясь на программирование, т.о. в 1 кв-ле отрабатывается ситуативная форма речи; происходит уточнение, закрепление и активизация слов запаса детей.
2 квартал – основные задачи работы: закрепление навыков ситуативной речи на более сложном уровне; постепенный переход к контекстным формам речи; работа над фразовой речью ребенка. Т.о. к концу 2 квартала работы у ребенка начинает активно формироваться контекстная речь, развивается фразовая речь ребенка.
3 квартал посвящен укреплению детей в контекстных формах речи – это основная задача работы. Наглядная опора сохраняется частично, лишь при необходимости. Основными факторами является рассуждения, объяснения. Начинают составляться простые рассказы - описания. Т.о. к концу 3 квартала ребенок полностью переходит на контекстные формы речи и составляет короткие связные рассказы, сообщения.
4 квартал (1 месяц) – основная задача - завершение работы над контекстной речью ребенка. Задание творческого характера: составление рассказов, придумывание сказок. Требования: повышение эмоционального фона.
1 и 2 квартал первым проводит занятие воспитатель, второй логопед, 3 и 4 квартал – сначала логопед, затем воспитатель.
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.