logo
билеты по логопедии 5 курс

33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.

Роль проговаривания в процессе письма велика, это отмечал Лурия. Во время письма пишущий сопровождает этот процесс проговариванием внешним и скрытым. Поступающие от органов артикуляции в речевые центры кинестезии иррадиируют на область речеслухового центра. Это усиливает восприятие и распознавание звуков подлежащих записи. Назарова провела эксперимент с целью проверки роли проговаривания в письме. 1 письмо диктанта с проговаривание. 2. запись с исключением проговаривания (язык между зубами). Во 2 случае количество ошибок увеличилось в 6 раз. Данная дисграфия типична для дет с первичным недоразвитием артикуляционной моторики. Бывает при артикуляционно-фонематической функциональной дислалии, ринолалии, дизартрии, моторной алалии.

Ринолалия: анатомический дефект – функциональные расстройства: артикуляционные, дыхательный, голос – наруш звукопроизношения (недифференц гл, шипящие – нижние, сближены со свистящими, л – нижнее положение, межзубно, замены, не произносит, р – горловое, замена, отсутствие, одноударное), т,д <-> к,г. П,б,т,д – оттенок фрикативности, смягчение согласных, расщипление африкатов, оглушение звонких – недоразвитие ФС и ФВ. Ошибки на письме:1. вызваны вторичным недоразвитием ФС, смешение гл, взаимозамены шип и свият, пропуски л,р, замены, смешения, взаимозамены т,д <-> к,г, оглушение и т.д. 2. Ош, вызванные недоразвитием ФВ, т.е. неумение определять количество, последовательность, место Зв в слове. При ОНР – лексико-грам. ош

Дизартрия: органическое поражение ЦНС – функциональные расстройства – наруш иннервации, расстройства голоса, дых – наруш звукопроизношения: гл слабо дифференц-ы, свистящие – замены, искажения, отсутствие, шип – замен, искаж, отсутств, смычные переходят в щелевые, л – нижнее положение, отсутствие, искажение, межзуб, р – боковое, горловое, одноудар, отсутствии, замена, смягчение согл, расщипление африкатов, оглуш звонуих – наруш ФС и ФВ – наруш лексики и грамматики. Ош на письме отраж вторич наруш ФС и ФВ и лексико-грам.

Кинетическая апраксия – структура слова (перестановка, пропуск, персеверации, парафазии, элизии) – ФВ – ФС и звукопроизношение – словарь – грам строй.