33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
Роль проговаривания в процессе письма велика, это отмечал Лурия. Во время письма пишущий сопровождает этот процесс проговариванием внешним и скрытым. Поступающие от органов артикуляции в речевые центры кинестезии иррадиируют на область речеслухового центра. Это усиливает восприятие и распознавание звуков подлежащих записи. Назарова провела эксперимент с целью проверки роли проговаривания в письме. 1 письмо диктанта с проговаривание. 2. запись с исключением проговаривания (язык между зубами). Во 2 случае количество ошибок увеличилось в 6 раз. Данная дисграфия типична для дет с первичным недоразвитием артикуляционной моторики. Бывает при артикуляционно-фонематической функциональной дислалии, ринолалии, дизартрии, моторной алалии.
Ринолалия: анатомический дефект – функциональные расстройства: артикуляционные, дыхательный, голос – наруш звукопроизношения (недифференц гл, шипящие – нижние, сближены со свистящими, л – нижнее положение, межзубно, замены, не произносит, р – горловое, замена, отсутствие, одноударное), т,д <-> к,г. П,б,т,д – оттенок фрикативности, смягчение согласных, расщипление африкатов, оглушение звонких – недоразвитие ФС и ФВ. Ошибки на письме:1. вызваны вторичным недоразвитием ФС, смешение гл, взаимозамены шип и свият, пропуски л,р, замены, смешения, взаимозамены т,д <-> к,г, оглушение и т.д. 2. Ош, вызванные недоразвитием ФВ, т.е. неумение определять количество, последовательность, место Зв в слове. При ОНР – лексико-грам. ош
Дизартрия: органическое поражение ЦНС – функциональные расстройства – наруш иннервации, расстройства голоса, дых – наруш звукопроизношения: гл слабо дифференц-ы, свистящие – замены, искажения, отсутствие, шип – замен, искаж, отсутств, смычные переходят в щелевые, л – нижнее положение, отсутствие, искажение, межзуб, р – боковое, горловое, одноудар, отсутствии, замена, смягчение согл, расщипление африкатов, оглуш звонуих – наруш ФС и ФВ – наруш лексики и грамматики. Ош на письме отраж вторич наруш ФС и ФВ и лексико-грам.
Кинетическая апраксия – структура слова (перестановка, пропуск, персеверации, парафазии, элизии) – ФВ – ФС и звукопроизношение – словарь – грам строй.
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.