25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
Алалия – это недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон кгм, наступившее до 3 лет. Различают моторные (поражение речедвигательного центра Брока) и сенсорные (поражение речеслухового центра Вернике) алалии. Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Выделяют моторную кинестетическую форму алалии, поражены нижние отделы постцентральной области коры левого полушария. При поражении происходит снижение кинестетического контроля за органами артикуляции, не вырабатывается устойчивый артикуляционный стереотип, произношение неустойчивое, один и тот же звук имеет несколько заменителей, но при этом слоговая структура слова не нарушена.
Кинетическая форма алалии: поражены нижние отделы премоторной области коры. Нарушено переключение от одного уклада к другому. Изолированно позы принимаются и удерживаются хорошо, но при выполнении серии движений отмечается изменение последовательности, добавление лишних движений, пропуск движений, многократное повторение одного движения. Сенсорная алалия, детей с данной речевой патологией делят на 2 группы на основании их способности воспринимать и понимать чужую речь. 1. дети. не понимающие чужой речи вообще или понимание только нескольких слов 2. Дети, понимающие простую обиходную речь, но только в знакомой ситуации и с голоса знакомого человека.
Дифференциальная диагностика: Моторная алалия от временной ЗПР: при временной зпр без логопедической помощи за короткое время ребенок достигает в речевом развитии уровня нормы. Анамнез благоприятный. При Алалии анамнез не благоприятный, спонтанного развития речи не наступает, коррекция длится годы. Моторная алалия от РДА: рда – ритуальность и стереотипность поведения, беспричинные страхи, симбиотическая связь с матерью, непереносимость телесного контакта и взгляда, игры не понятны окружающим, играет с неподходящими предметами. Алалик – поведение в семье обычное, любит играть с детьми, но чаще младше себя, игры несколько подражательные. Любит близких, адаптирован к знакомой ситуации. Проявляют речевой негативизм с малознакомыми людьми. Моторная алалия от у.о.: у детей с у.о. отмечается тотальное недоразвитие всех впф, у детей с моторной алалией непропорциональное развитие впф: те функции, которые развиваются без речевого оппосредования, могут достигать показателей нормы ( зрительное восприятие, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление) , те психические функции, развитие которых связанно с речью, соответствуют показателям у.о. детей (слуховое восприятие и память, словестно-логическое мышление). Моторная алалия от корковой дизартрии: один очаг поражения, но разная структура речевого дефекта, при дизартрии – ффнр, при алалии – онр. Сенсорная алалия и глухие (слабослышащие): физический слух сенсорного алалика сохранен, но специфичен: такие дети находясь говорящих, воспринимая слишком много звуков отключаются от восприятия, т.к. наступает запредельное торможение слухового анализатора. У глухих и слабослышащих физический слух значительно снижен. Голос фальцетный, не интонированный, а речь алаликов звонкая, интонации сохранны (при имитации речи). Глухие и сенсорные алалики используют мимику и жесты, но алалики сопровождают их речью, а глухие молчат. Если глухому или слабослышащему создать условия для восприятия речи то он ее повторит, а алалик не сможет.
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.