logo
билеты по логопедии 5 курс

18. Патогенетическая теория заикания

Заиканиеопределяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Выделено 2 группы З-я: 1. невротическое заикание (логоневроз). 2.неврозоподобное. Возникает в следствие органического поражения ЦНС. З – расстройство темпа, ритма, и плавности речи в результате речевых судорог. Причины: 1. возникает на функциональной основе. Нет органического поражения ЦНС. Сочетание предрасполагающих и вызывающих причин. 2. Судороги возникают в следствие органического поражения ЦНС разного генеза (внутриутробно, род. травмы, поражение в раннем возрасте). Время возникновения: 1. от 2 до 4 лет в период активного развития. 2. с момента появления 1 слов, встречается оч редко при значительных поражениях ЦНС. Или от 4 до 6/7 лет. Течение З: 1. возникает остро одномоментно. Четко называется предполагаемая причина. Симптоматика утяжелается с увеличением стажа З, но происходит это постепенно: степень утяжеления может быть разной. Проявляется З в разных ситуациях общения, в одних случаях ослабевает до полного исчезновения, в других усиливается до полной невозможности говорить. 2. Симптоматика появляется исподволь, долгое время родители сомневаются заикается ли реб. Не могут выделить причину возникновения реч судорог. Первое время течение З волнообразно, т.е. вроде есть, а вроде нет (2 нед). Затем симптоматика начинает прогрессировать в быстром темпе. За 2 3 мес приобретает тяж форму. Тяжесть не зависит от ситуации общения. Клинико-псих пед хар-ка: 1. неврологическое обследование не выявляет существнную неврологическую симптоматику, особенности поведения (истеричность, раздражительность) зависят от воспитания, а не от слабости ЦНС. 2. при неврологическом обследовании выявляются неврологические знаки орг пораж ЦНС. Задержка в развитии статодинамических ф-й (удержание головы, ползанье и тд). Особенности поведения определяются воспитанием + симптомы на фоне цереброастении: повыш утомляемость, раздражительность, слабость, аффективность и др. при неблагоприятных факторах, типа голод, духота, укачивание. Др особенности речи: 1. м.б. отдельные недостатки звукопроизношения по типу функциональной дислалии: отсутствие, замена, смешение. Коррекция традиционная. По структуре дефекта: ФНР, ФФНР. 2. наблюдаются просодические расстройства речи (смазанность, невыразительность, легкий носовой оттенок). Недостатки звукопроизношения преимущественно антропофонические. При логопедическом обследовании выявл: повыш мышечн тонус, гиперкинезы, легкая саливация, синкинезии как при дизартрии. Чаще симптоматика стертая, смазанная. По структук: ФНР, ФФНР, ОНР. Дети с ОНР + заикание обучаются в реч школе. Особенность коррекции: Этапы, содержание в целом одинаковые: используется комплексный метод, этап молчания, сопряж, отраж речи и т.д. + 2. увеличивается доля мед и физиотерапевтического лечения. При необходимости подключается психоневролог, увеличены сроки кор раб (не менее 1 года), предлагается пройти основной курс + 5-7 недельных микрокурсов в течение года. При рицедивах возвращаться в группу. Больше раб над моторикой, нормализацией тонуса, развитие голоса и дыхания, формирование интонации.