18. Патогенетическая теория заикания
Заиканиеопределяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Выделено 2 группы З-я: 1. невротическое заикание (логоневроз). 2.неврозоподобное. Возникает в следствие органического поражения ЦНС. З – расстройство темпа, ритма, и плавности речи в результате речевых судорог. Причины: 1. возникает на функциональной основе. Нет органического поражения ЦНС. Сочетание предрасполагающих и вызывающих причин. 2. Судороги возникают в следствие органического поражения ЦНС разного генеза (внутриутробно, род. травмы, поражение в раннем возрасте). Время возникновения: 1. от 2 до 4 лет в период активного развития. 2. с момента появления 1 слов, встречается оч редко при значительных поражениях ЦНС. Или от 4 до 6/7 лет. Течение З: 1. возникает остро одномоментно. Четко называется предполагаемая причина. Симптоматика утяжелается с увеличением стажа З, но происходит это постепенно: степень утяжеления может быть разной. Проявляется З в разных ситуациях общения, в одних случаях ослабевает до полного исчезновения, в других усиливается до полной невозможности говорить. 2. Симптоматика появляется исподволь, долгое время родители сомневаются заикается ли реб. Не могут выделить причину возникновения реч судорог. Первое время течение З волнообразно, т.е. вроде есть, а вроде нет (2 нед). Затем симптоматика начинает прогрессировать в быстром темпе. За 2 3 мес приобретает тяж форму. Тяжесть не зависит от ситуации общения. Клинико-псих пед хар-ка: 1. неврологическое обследование не выявляет существнную неврологическую симптоматику, особенности поведения (истеричность, раздражительность) зависят от воспитания, а не от слабости ЦНС. 2. при неврологическом обследовании выявляются неврологические знаки орг пораж ЦНС. Задержка в развитии статодинамических ф-й (удержание головы, ползанье и тд). Особенности поведения определяются воспитанием + симптомы на фоне цереброастении: повыш утомляемость, раздражительность, слабость, аффективность и др. при неблагоприятных факторах, типа голод, духота, укачивание. Др особенности речи: 1. м.б. отдельные недостатки звукопроизношения по типу функциональной дислалии: отсутствие, замена, смешение. Коррекция традиционная. По структуре дефекта: ФНР, ФФНР. 2. наблюдаются просодические расстройства речи (смазанность, невыразительность, легкий носовой оттенок). Недостатки звукопроизношения преимущественно антропофонические. При логопедическом обследовании выявл: повыш мышечн тонус, гиперкинезы, легкая саливация, синкинезии как при дизартрии. Чаще симптоматика стертая, смазанная. По структук: ФНР, ФФНР, ОНР. Дети с ОНР + заикание обучаются в реч школе. Особенность коррекции: Этапы, содержание в целом одинаковые: используется комплексный метод, этап молчания, сопряж, отраж речи и т.д. + 2. увеличивается доля мед и физиотерапевтического лечения. При необходимости подключается психоневролог, увеличены сроки кор раб (не менее 1 года), предлагается пройти основной курс + 5-7 недельных микрокурсов в течение года. При рицедивах возвращаться в группу. Больше раб над моторикой, нормализацией тонуса, развитие голоса и дыхания, формирование интонации.
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.