logo
билеты по логопедии 5 курс

20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.

Заиканиеопределяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание усиливается в период учебной деятельности: часто возникают сложные речевые ситуации общения => стрессовые ситуации. М.б. плохие отношения с учителем(окрики, запугивания), конфликты с одноклассниками (насмешки, издевательства). Педагогические ошибки: 1. дидактогенное усиление заикания: опрос после занятий – такая ситуация восприним негативно и усугубляет ситуация (следует привлекать к опросу и других учеником, чтобы заикающ не чувствовал своей исключительности, можно сообщать вопросы заранее); учитель подсказывает слово на котором происходит запинка (следует терпеливо ждать пока судорога не пройдет); учитель в присутствии других учеников напоминает правило речи (лучшим напоминаем служит речевой образец учителя); не допускается привлечение реб с заиканием к ответам по цепочке, внезапные вызовы с места (заранее сообщаются вопросы и то, что его спросят или предлагают варианты ответа). Этапы кор раб: режим молчания (1 неделя. Ослабевают патологические рефлексы + активная психотерапия в виде монолога логопеда, выработка правильного нижнедиафрагмального дыхания, речевого дыхания, снятие мышечного напряжения, артикуляционная гимнастика), шепотная речь (Ослабевает мышечный зажим, страх речи. Та же работа что и при режиме молчания + связь речи с движением руки в замедленном темпе. У большинства пациентов на шепоте нет судорожных запинок) сопряженная речь (пациент + логопед; в этих условия пациенту удается говорить без судорог, т.к. не надо подбирать слова, программировать высказывание. Логопед показывает как нужно говорить, избегать пауз между словами, как сочетать речь с движением руки. Вырабатываются и практически закрепляются речевые правила о дыхании, расслаблении. Используются речевые зарядки, автоматизированная речь, заучивание стихов), отраженная речь (логопед->пациент, пациент механически повторяет образец логопеда. У многих на этом виде речи судорог нет, у других ослабевают), вопросно-ответная речь, самостоятельная речь (заучивание диалогов, пересказ, устное сочинение). Особенности: речевой материал подбирается из школьной программы по разным предметам, воссоздаются ситуации школьной жизни, обучают правилам бесконфликтного поведения.