10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
Нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи. Причины: патология беременности, родовые травмы, заболевания, опухоли и др. в постнатальном периоде. Классификация (по О.В. Правдиной – в зависимости от локализации поражения): корковая (поражен речедвигательный центр Брока), подкорковая (выраженное нарушение тонуса), мозжечковая (дискоординация), псевдобульбарная (поражение проводящих путей ЧМН), бульбарная (поражены ядра ЧМН). Классификация по степени тяжести клинических симптомов: 1.анартрия – все клинические симптомы присутствуют и выражены в значительной степени. Наблюдается при всех формах дизартрии кроме корковой, преобладает при бульбарной. 2. дизартрия – средняя степень поражения, есть большая степень симптомов. Могут быть при любой клинической форме. 3. легкая степень (стертая) – есть отдельные симптомы в небольшом количестве, выявляются при организации неврологического обследования. Не может быть при бульбарной форме. Классификация по структуре речевого дефекта: 1. просодические нарушения – замедленная вялая речь, интонация медленная, слабый голос и дыхание, смазанность звукопроизношения, легкая назальность.2. ФНР +1 3. ФФНР +1 4. ОНР (с обязательным указанием уровня) +1. при корковой д. нарушения просодики нет и по структуре ФФНР. При бульбарной и анартрии – ОНР+1, редко ФФНР+1. при всех формах дизартрии не бывает фонетического НР, т.к. первично страдает речевая моторика, а ф.с. нарушен вторично. Механизм нарушения речи: Органическое поражение ЦНС - Нарушение иннервации речевого аппарата - Расстройство всей моторной сферы - Расстройство фонетической стороны речи - Нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия - Нарушение лексико-грамматических средств языка - Общее недоразвитие речи.
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.